Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)

Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) был образован 2 августа 1937 в городе Ликино-Дулево Московской области. Тогда был создан Лесотехнический завод облагораживания древесины (ЛОЗОД), который в 1945 переименовали в Ликинский машиностроительный (ЛиМЗ). Изначально велось производство изоляционных плит и прессованной древесины, с 1994 года — электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции и т.д.

В 1958 году было решено перевести выпуск производства автобусов из Москвы, с автозавода им. Лихачева (ЗИЛ), на ЛиМЗ, с того момента — на Ликинский автобусный завод. ЗИЛ стал выпускать только грузовые автомобили.

В начале 1958 году произвели два первых автобуса ЛиАЗ-158. За последующие 10 лет было произведено таких машин.

В 1962 стартовала разработка городского автобуса ЛиАЗ-677 с использованием технологий ЗИЛа и ЛАЗа. Прототип появился в конце 1962 года. В серию они пошли весной 1968 года.

В 1975 году было выпущено 10188 автобусов ЛиАЗ-677.

В 1978 году модернизированный автобус получил индекс ЛиАЗ-677М.

В 1985 году появился ЛиАЗ-5256. Автобус ЛиАЗ-525600 разработали ещё в конце 70-х годов. В серию автобус пошёл в 1988 году.

В августе 1994 года выпуск ЛиАЗ-677 прекратили. Всего было выпушено 194 183 автобуса ЛиАЗ-677.

В 1996 году завод заявил о банкротстве, было введено конкурсное производство. После реорганизации Ликинский автобусный завод уже как ООО «Ликинский автобус» продолжил производство.

С 2000 года входит в компанию Русские Автобусы (до 2004 года — концерн «РусАвтоПром»).

С 2005 года — в автомобилестроительной группе ГАЗ. Выпускаются низкопольные автобусов ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочленённый высокопольный автобус ЛиАЗ-6212, сочленённый низкопольный ЛиАЗ-6213. На базе автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-52803.

С лета 2014 года — производство автобусов Голицынского автобусного завода.

В 2015 году — выходит автобус ЛиАЗ-4292.

С осени 2018 года — выпуск электробусов (автобусов на электрической тяге). Электробус ЛиАЗ-6274 разработан на базе низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292, который производился серийно с 2004 года.

С 2014 года ЛиАЗ выпускает междугородные и туристические автобусы «Круиз» и «Вояж» на шасси Scania.

С 2015 году начинается выпуск машин под брендов ГАЗ. Первенцем оказался автобус ГАЗ КУРСОР (ЛиАЗ-4292).

По данным на 2017 год, операционная прибыль составила $6.06 млн, чистая прибыль -$4.76 млн, численность сотрудников — 2061 человек.

В 2018 году начался серийный выпуск электробусов ГАЗ (ЛиАЗ-6274) с литий-титанатными батареями с ультрабыстрой зарядки (4-10 минут). Имеет два асинхронных двигателя мощностью до 125 кВт, благодаря чему может развивать до 70 км/ч. Автобус имеет 27 сидячих места и может вмещать 85 пассажиров.

1960: ЛиАЗ-158В (ЗИЛ-158В)
1962: ЛиАЗ-5Э-676
1963: КАвЗ-3100 «Сибирь»
1967: ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-677Ш, ЛиАЗ-677А / ЛиАЗ-677МС
1970: ПТС-ЦТ «Лотос» ЛиАЗ-5930 / ЛиАЗ-5931 / ЛиАЗ-5932
1970 — 1975: ЛиАЗ-677В
1973: ЛиАЗ-677Б
1974 — 1975: ЛиАЗ-677П
1976: ЛиАЗ-677Г
1978: ЛиАЗ-677М
1988: ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-52565
1990: ЛиАЗ-5919 «Мираж»
1995: ЛиАЗ-6212
2000: ЛиАЗ-5256R
2004 — н.д.: ЛиАЗ-5292 / ЛиАЗ-52922, ЛиАЗ-5292.57
2005: ЛиАЗ-62XX
2006 — н.д.: ЛиАЗ-5293, ЛиАЗ-5280 (Троллейбус), ЛиАЗ-52802 (Троллейбус), ЛиАЗ-52803 (Троллейбус)
2008 — н.д.: ЛиАЗ-6213