Российский городской автобус ЛиАЗ-5292 относится к большому классу и производился на Ликинском автобусном заводе. Этот автобус — первый полностью низкопольный, произведённый в России. Основное предназначение машины — для крупных городов, имеющих большой пассажиропоток. Производится с 2004 года.
Дизельные модификации ЛиАЗ-5292
ЛиАЗ-5292.00 (2004-2006 гг.)
Первый автобус этой модификации появился в 2003 году. Его показали на Московском автосалоне. Двигатель — такой же, как у ЛиАЗ-5256.25, поперечно расположенный Caterpillar 3116, агрегатированный с коробкой-«автоматом» Voith Diwa D 854.3E. Имеет портальные (низкопольные) мосты Raba, рулевой механизм Csepel A-500.73-3520-00.
ЛиАЗ-5292.20 (52922) (с 2007 года)
Эта модификация появилась в 2007 году, увидеть её можно было на Московском мотор-шоу. Разработка велась совместно с IVM Automotive с учётом требований ГУП Мосгортранс. Двигатели — продольно расположенные MAN D0836 LOH41 (Евро-3), портальные (низкопольные) мосты ZF AV-132/87, коробка передач — «автомат» ZF 6 HP 504C Ecomat. Планируется установка другого силового агрегата, отвечающего экологическим нормам Евро-4.
ЛиАЗ-5292.21 (529221)
Двигатель — MAN D0836 LOH56, соответствующий Евро-4. Имеет иную приборную панель (как у ЛиАЗ-6213.20 2009 г.), новый потолок салона, иную схему окраски. Для ГУП Мосгортранс комплектуются передними фарами Hella и системой кондиционирования для водителя и пассажиров.
ЛиАЗ-5292.22 (529222) (в серийном производстве с ноября 2011 года)
Имеет двигатель MAN D0836 LOH65, соответствующий экологическим нормам Евро-5, иную панель приборов, интерьер кабины водителя. За время выпуска претерпел ряд изменений в заводской эмблеме, салоне, лобовом стекле, кондиционере.
С 2013 года началось производство ЛиАЗ-5292.22 с масками, как у ЛиАЗ-5292.30, и цельностеклянными дверями.
ЛиАЗ-5292.22-01
Имеет учебную кабину и люки для вентиляции, как на автобусах МАЗ.
ЛиАЗ-5292.22-02
Модификация ЛиАЗ-5292.22 для использования в пригородных поездках, без задней двери и 32 сидячими местами.
ЛиАЗ-5292.22-77
Доработанная версия ЛиАЗ-5292.22 с большим проходом в хвосте автобуса, установленным третьим сиденьем перед моторной шахтой и больше самой шахтой.
ЛиАЗ-5292.30 (с 2013 года)
Двигатель Scania DC09 91A, соответствующий экологическим нормам Евро-4. Автобусы этой модификации использовались для обслуживания Зимних Олипийских игр — 2014.
ЛиАЗ-5292.56
С дизельным двигателем Cummins (Камминс) Евро-6 для Белграда (Сербия). Оснащены мощными кондиционерами Konvekta.
ЛиАЗ-5292.60 (с 2013 года)
Двигатель ЯМЗ-536111 (Евро-4) и коробка передач ZF EcoLife 6AP1400B. С 2018 года выпуск прекратился из-за несоответствия новым экологическим стандартам Евро-5.
ЛиАЗ-5292.60-60 (с 2014 года)
Длина автобуса уменьшена до 10,5 метров. Может быть в городском варианте с тремя дверями и 22 сидячими местами или в пригородном, с двумя дверями и 26 сидячими местами. Эта модификация стала основой для автобуса средней вместимости — ЛиАЗ-4292.
ЛиАЗ-5292.65-01
С кабиной инструктора.
ЛиАЗ-5292.65-03
Полунизкопольный автобус с расположением дверей 1-2-0, имеющий мягкие сиденьями с ремнями безопасности, в передней части салона присутствуют полки для багажа. Силовой агрегат — ЯМЗ-53633, выполняющий экологические нормы Евро-5. Ведущий мост имеет планетарный редуктор RABA 718, коробка передач — автоматическая, ZF 6AP-1400B. 42 сидячих места. В салоне присутствуют полки, кондиционер и разъёмы для смартфонов USB.
ЛиАЗ-5292.65-77
Рестайлинговый кузов с увеличенным задком, большой шахтой и третьим место у шахты мотора. Внешне похожа на ЛиАЗ-5292.22-77, но отличается двигателем ЯМЗ-53633 вместо MAN и российским кондиционером Август.
ЛиАЗ-5292.65-79
Имеет новую панель приборов и другой бортовой компьютер (компании Continental). Регулировка руля — электрическая. В конце 2017 года в Москву пришла партия автобусов этой модификации. Её отличает наличие двух мониторов в салоне, трёх USB-зарядок для смартфонов, система кругового обзора. Вентиляционных люков в потолке нет.
ЛиАЗ-5292.65-80
С учебной кабиной и кабиной инструктора, из-за чего в салоне изменилось расположение части сидений. В остальном совпадает с ЛиАЗ-5292.65-79. Пошли в серию с конца 2017 года.
Модификации ЛиАЗ-5292 с газовым двигателем
ЛиАЗ-5292.67
Имеет газовую версию дизеля ЯМЗ-53624-40. Коробка передач — Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1200B. С первой КПП идут портальные мосты китайского производства. Всего выпущено более 675 автобусов 5292.67. Из недостатков этой модификации отмечены высокий шум при разгоне и то, что свечи можно заменить лишь при снятии крышки клапанов.
ЛиАЗ-5292.70 (52927)
Газовый двигатель Cummins CGe 250 30 (MAN Е0836 LOH01 (соответствует Евро-5)) вместо Caterpillar 3116. Всего произведено два автобуса и один выставочный.
ЛиАЗ-5292.71 (52927 EEV)
Имеет газовый двигатель MAN E0836 LOH01, соответствующий экологическому классу Евро-5+ (EEV) и автоматическую коробку передач ZF EcoLife 6 AP 1200B. Впервые был показан публике в 2010 году, с новым салоном и дизайном передней маски кузова. В серию запустили в 2012 году. Чуть позже оснастили кондиционерами Konvekta и сместили газовые баллоны вперёд. 9 мая 2013 года произошёл разрыв газового баллона КПГ/CNG-2, после чего все московские автобусы запретили эксплуатировать. В следующем году произошла смена баллонов на КПГ/CNG-3 и ряда модернизаций газовые автобусы снова разрешили.
ЛиАЗ-5292.71-79
Рестайлинг автобуса ЛиАЗ-5292.71 специально для Москвы с большей шахтой мотора. Появились в 2019 году.
ЛиАЗ-5292.71-80
Учебная модификация ЛиАЗ-5292.71-79 с кабиной инструктора.
Технические характеристики ЛиАЗ-5292
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10–12 |
Общее число мест | 105–112 |
Число мест для сидения | 20–30 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 65–85 |
Расход топлива, л/100 км | 45 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 17 700 – 18 390 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | ZF-AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором |
Комплектуется двигателями | Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOH041, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-5362 |
Недостатки автобуса ЛиАЗ-5292
- В модификации ЛиАЗ-5292.21 из-за плохой термоизоляции моторного отсека и неудачного распределения воздуха, поступающего через кондиционер (или через узкие форточки), в задней части салона в жаркое время года очень некомфортно.
- Пластиковые колесные арки легко разбиваются о снег.
- Светоотражающие наклейки на полу при дверях быстро отрываются.
- В некоторых версиях отделка салона сделана из легко впитывающего грязь материала, в результате панели тяжело отмываются.
- Обслуживание автобуса очень затратное. Запчасти на порядок дороже других моделей.
- В задней части проход настолько узкий, что в часы-пик порой бывает невозможно сесть в автобус из-за забивания его до отказа, либо проход к свободным местам в задней части автобуса возможен лишь через толпу, стоящую в передней части автобуса.