Автобус ЛАЗ-699 производился Львовским автобусным заводом с 1964 года. Был доступен в трёх поколениях:
ЛАЗ-699А (1964—1966)
ЛАЗ-699Н (1972—1978)
ЛАЗ-699Р (1978—2002)
ЛАЗ-699Т (2000—2002)
Первый туристический автобус этой серии («Карпаты») появился в 1960 году. Базой для него послужил ЛАЗ-695. 699-й стал длиннее на одну секции и более комфортабельным. Так, у него был холодильник,
отсек для термосов, гардероб, туалет, целых два здоровенных раздвижных люка в крыше и 34 мягких регулируемых пассажирских сидения с вмонтированными в подголовник динамиками радиоприёмника.
Двигатель — V-образный двигатель ЗИЛ-375, имеющий однодисковое сцепление и механическую синхронизированную коробку передач. Подвеска колёс — пневматическая подвеска, независимая спереди и зависимая сзади, руль имел гидроусилитель, тормозная система — пневматическая, с раздельными контурами для обеих осей.
В 1961 году ЛАЗ-699 был показан на ВДНХ СССР и позже его увидело высшее руководство страны вместе с Хрущёвым.
ЛАЗ-699Н
Автобус ЛАЗ-699Н, имевший повышенную прочность и рессорно-пружинную подвеску вместо пневматической, по сравнению с ЛАЗ-699А, появился в 1969 году. Появилась и дверь запасного выхода в заднем свесе. Пропали воздухозаборники в крыше — их заменяли сдвижные форточки в боковых окнах.
Эта модель производилась с 1972 по 1978 гг. Было выпущено 213 автобусов.
ЛАЗ-699Д
Автобус ЛАЗ-699Д с дизельным двигателем ЯМЗ-740 (210 л.с.) вместо карбюраторного ЗИЛ-375Я5 появился в 1976 году.
ЛАЗ-699А «Турист»
ЛАЗ-699А «Турист» производился с 1964 года. Опытный образец автобуса имел в задней части салона гардероб и туалет, а спереди — буфет, в отличие от серийной модели. Фактически эта машина — удлинённый вариант ЛАЗ-697 (общая длина — 10565 мм), просто с более мощным двигателем. Но удлинение автобуса плохо повлияло на жёсткость кузова, снизив её. На испытаниях новинки в горах бывало, что стёкла кузова вываливались из своих проёмов.
Отзывы об автобусе ЛАЗ-699
Водители и пассажиры ЛАЗ-699 отмечают высокий уровень комофрта автобуса благодаря пневматической задней подвеске, причём при любой загрузке. Зимой в них тепло. По трассе крейсерская скорость 80-90 км в час и есть небольшой запас под педалью газа. Из недостатков можно назвать сложную схему переключения передач.
Тормозной путь с 60 км/ч, м | 32,1 |
---|---|
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 31,3 |
Радиус поворота, м | по внешнему колесу — 11,2 габаритный — 12,0 |
Двигатель | Модель ЗИЛ-509.10 (ЗИЛ-375Я5), бензиновый, V-обр., 8-цил., 7,0 л, мощность 129 кВт, (180 л. с.), крутящий момент 471 Н-м, карбюратор К-90Б, воздушный фильтр — инерционно-масляный |
Трансмиссия | 5-ступенчатая, механическая, с синхронизаторами на 2-5 передачах |
Время разгона до 60 км/ч, с | 37,0 |
Кузов | вагонного типа, с несущим основанием, две ручные двери |
Сиденья | 41, расположение четырёхрядное, самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником |
Расположение двигателя | заднее |
Объём багажных отсеков, м³ | 4,38 |
Снаряжённая масса, кг | 8829 |
Полная масса, кг | 12931 |
Макс. скорость, км/ч | 102 |
Макс, преодолеваемый подъём, % | 25 |
Подвеска | Зависимая, передняя — полуэллиптические рессоры и корректирующие пружины, стабилизатор поперечной устойчивости, два амортизатора; задняя — то же, без стабилизатора и амортизаторов |
Тормоза | Рабочая тормозная система — двухконтурная, с пневмоприводом, барабанными механизмами |
Число мест для сидения | 41 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |