Автобус ПАЗ-3203 производился Павловским автобусным заводом. Разработка его началась в качестве туристического в 1971 году на базе автобуса ПАЗ-3202Т.
Испытания в 1972 в НАМИ она не прошла.
Вместо ПАЗ-672 было решено создать семейство автобусов из 11 модификаций: ПАЗ-32032 — однодверный общего назначения; ПАЗ-32034 — горный; ПАЗ-320301 — северный; ПАЗ-320307 — южный;
прогулочно-экскурсионный без бокового остекления; самоходное автобусное шасси; двухдверный туристическо-междугородний с удлиненной базой средней размерности.
Базой для них послужил ПАЗ-3203.
В 1972 — 1977 гг. были созданы опытные образцы:
ПАЗ-3203 (ЭЦ-118, ЭЦ-120. 1972, 1973, 1977 гг.) — городской автобус малой размерности;
ПАЗ-32031 (1977 г.) — пригородный автобус;
ПАЗ-3204 (ЭЦ-121. 1973 г.) — полноприводной (4×4) автобус местного сообщения;
ПАЗ-32033 (ЭЦ-133. 1974 г.) — туристический автобус малой размерности повышенной комфортабельности.
Предполагалось, что в качестве двигателей будет использованы V-образные карбюраторные 8-цилиндровые 5,5-литровые ЗМЗ-3203, развивающие 140-145 л. с. при 3200 об/мин Заволжского моторного завода
(дефорсированный вариант мотора ЗМЗ-41 для БРДМ-2). Коробка передач — механическая 5-ступенчатая от грузовика ЗИЛ-130. Мосты, карданная передача, рулевой механизм с гидроусилителем руля — также от ЗиЛ.
В сцеплении был применён сервопривод, привод коробки передач — кулисный.
В подвеске заднего моста подрессорники сменили корректирующими пружинами. Тормозная система — пневмогидравлическая, с раздельным приводом на передние и задние колёса с регулятором тормозных сил.
Для отделения водительского места от салона предусмотрена перегородка. В салоне именились люки, которые можно было откинуть для аварийного покидания автобуса.
Базовый ПАЗ-3203 имел 19 сидячих мест, а всего номинально вмещалось 48 человек, максимум — 65. Размеры — 7000 х 2500 х 2920 мм.
В 1974 году автобус прошёл испытания и в следующие несколько лет конвейер готовили к запуску машины в серию в 1979 году. Но весной 1978 года работы по ПАЗ-3203 остановились из-за невозможностью
заводов-смежников поставлять комплектующие в нужном объёме. Также было рекомендовано модифицировать автобус с использованием комплектующих Горьковского автомобильного завода.
За время подготовки к запуску в серию сделали 8 автобусов, 5 в базовом варианте ПАЗ-3203.
Первые экземпляры ПАЗ-3205 являли собой ПАЗ-3203, с корпусом и салоном от 3203 и механикой от ПАЗ-672.
Двигатель ПАЗ-3203 — карбюраторный 4,67-литровый бензо-газовым V-образный 8-цилиндровый ЗMЗ-5234 (125 л. с. при 3200 об/мин). Коробка передач — 4-ступенчатая, ГАЗ-3307.
Сидячих мест — 27, общая пассажироёмкость — 37 человек. Габариты: 6960×2410×2880 мм. Завод заявляет его как городской и пригородный автобус.
Технические характеристики автобуса ПАЗ-5272
Завод-изготовитель | Россия Павловский автобус |
Выпускался, гг | 2006 — настоящее время |
Экземпляры | не менее 3362 |
Полная масса, т | 7,705 |
Снаряжённая масса, т | 4,705 |
Максимальная скорость, км/ч | 95 |
Класс автобуса | высокопольный малый городской |
ЭКО стандарт | ЕURO-3 ГОСТ Р41.83 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 23 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 37 |
Габариты | |
Длина, мм | 6960 |
Ширина, мм | 2410 |
Высота по крыше, мм | 2880 |
База, мм | 3800 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 1+1 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЗМЗ-5234, карбюраторный, адаптированный для работы на сжиженном газе (пропан-бутан) |
Тип топлива | сжиженный газ, бензин |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | переднее-продольное |
Мощность, л. с. | 130 л. с. на бензине, 125 на сжиженном газе |
Крутящий момент, Н·м | 314, 305 |
Объём, см³ | 4500, 3760, 4670 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 16,3 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач | ГАЗ-3307 |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 5 |