Автобус ПАЗ-3203

Автобус ПАЗ-3203

Автобус ПАЗ-3203 производился Павловским автобусным заводом. Разработка его началась в качестве туристического в 1971 году на базе автобуса ПАЗ-3202Т. Испытания в 1972 в НАМИ она не прошла.

Вместо ПАЗ-672 было решено создать семейство автобусов из 11 модификаций: ПАЗ-32032 — однодверный общего назначения; ПАЗ-32034 — горный; ПАЗ-320301 — северный; ПАЗ-320307 — южный; прогулочно-экскурсионный без бокового остекления; самоходное автобусное шасси; двухдверный туристическо-междугородний с удлиненной базой средней размерности.

Базой для них послужил ПАЗ-3203.

В 1972 — 1977 гг. были созданы опытные образцы:
ПАЗ-3203 (ЭЦ-118, ЭЦ-120. 1972, 1973, 1977 гг.) — городской автобус малой размерности;
ПАЗ-32031 (1977 г.) — пригородный автобус;
ПАЗ-3204 (ЭЦ-121. 1973 г.) — полноприводной (4×4) автобус местного сообщения;
ПАЗ-32033 (ЭЦ-133. 1974 г.) — туристический автобус малой размерности повышенной комфортабельности.

Предполагалось, что в качестве двигателей будет использованы V-образные карбюраторные 8-цилиндровые 5,5-литровые ЗМЗ-3203, развивающие 140-145 л. с. при 3200 об/мин Заволжского моторного завода (дефорсированный вариант мотора ЗМЗ-41 для БРДМ-2). Коробка передач — механическая 5-ступенчатая от грузовика ЗИЛ-130. Мосты, карданная передача, рулевой механизм с гидроусилителем руля — также от ЗиЛ.

В сцеплении был применён сервопривод, привод коробки передач — кулисный.

В подвеске заднего моста подрессорники сменили корректирующими пружинами. Тормозная система — пневмогидравлическая, с раздельным приводом на передние и задние колёса с регулятором тормозных сил.

Для отделения водительского места от салона предусмотрена перегородка. В салоне именились люки, которые можно было откинуть для аварийного покидания автобуса.

Базовый ПАЗ-3203 имел 19 сидячих мест, а всего номинально вмещалось 48 человек, максимум — 65. Размеры — 7000 х 2500 х 2920 мм.

В 1974 году автобус прошёл испытания и в следующие несколько лет конвейер готовили к запуску машины в серию в 1979 году. Но весной 1978 года работы по ПАЗ-3203 остановились из-за невозможностью заводов-смежников поставлять комплектующие в нужном объёме. Также было рекомендовано модифицировать автобус с использованием комплектующих Горьковского автомобильного завода.

За время подготовки к запуску в серию сделали 8 автобусов, 5 в базовом варианте ПАЗ-3203.

Первые экземпляры ПАЗ-3205 являли собой ПАЗ-3203, с корпусом и салоном от 3203 и механикой от ПАЗ-672.

Двигатель ПАЗ-3203 — карбюраторный 4,67-литровый бензо-газовым V-образный 8-цилиндровый ЗMЗ-5234 (125 л. с. при 3200 об/мин). Коробка передач — 4-ступенчатая, ГАЗ-3307.

Сидячих мест — 27, общая пассажироёмкость — 37 человек. Габариты: 6960×2410×2880 мм. Завод заявляет его как городской и пригородный автобус.

Технические характеристики автобуса ПАЗ-5272

Завод-изготовительРоссия Павловский автобус
Выпускался, гг2006 — настоящее время
Экземплярыне менее 3362
Полная масса, т7,705
Снаряжённая масса, т4,705
Максимальная скорость, км/ч95
Класс автобусавысокопольный малый городской
ЭКО стандартЕURO-3 ГОСТ Р41.83
Вместимость
Мест для сидения23
Номинальная вместимость (5 чел./м²)37
Габариты
Длина, мм6960
Ширина, мм2410
Высота по крыше, мм2880
База, мм3800
Салон
Количество дверей для пассажиров2
Формула дверей1+1
Двигатель
Модель двигателяЗМЗ-5234, карбюраторный, адаптированный для работы на сжиженном газе (пропан-бутан)
Тип топливасжиженный газ, бензин
Количество цилиндров8
Расположение цилиндровпереднее-продольное
Мощность, л. с.130 л. с. на бензине, 125 на сжиженном газе
Крутящий момент, Н·м314, 305
Объём, см³4500, 3760, 4670
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км16,3
Трансмиссия
Модель коробки передачГАЗ-3307
Тип коробки передачмеханическая
Количество передач5
Смотрите также: