Автобусы большого класса НЕФАЗ-5299 выпускаются на Нефтекамском автомобильном заводе с 2000 года. Могут быть высокопольными (с 2000 года), частично-низкопольными (с 2004 года), полностью
низкопольными (с 2011 года), городскими, пригородными и междугородними автобусами с дизельным и газовым двигателями, троллейбусами (с 2008 года) и электробусами (с 2012 года).
В 2005, 2013 и 2018 годах проводился рестайлинг автобуса. Всего было произведено больше 10 тысяч экземпляров.
Модификации
5299-10-хх (высокопольный)
Серийное производство началось в 2000 году. Высокопольный городской автобус с задним расположением двигателя с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Двигатель — дизельный КамАЗовский, с КамАЗовской коробкой передач. Дизайн автобуса аналогичен МАЗ-104. В 2004 году был проведён рестайлинг.
5299-30-хх (полунизкопольный)
Производится с 2007 года. Двигатели — КАМАЗ или Cummins, с 2010 года устанавливаются газомоторные двигате для работы на метане. Коробка передач — автоматическая, Voith Diwa.
В салоне — 115 пассажирских места и 25 сидячих, двери — двустворчатые, в количестве трёх штук. В среднем дверном проёме — пандус. Имеются 3 люка в потолке и 5 форточек, накопительные площадки в средней и задней
частях салона. Кабина водителя имеет перегородку с форточкой или с дверью.
В 2010 году изменился салон, став аналогичным ЛиАЗ-5292.
5299-40-хх (низкопольный)
Низкопольный автобус с масками электробуса КамАЗ-6282 выпускается с 2018 года.
5299-40-52
Низкопольный дизельный автобус.
5299-40-57
Низкопольный газовый автобус.
5299-40-52 (перронный)
Перронный автобус на основе низкопольного автобуса Нефаз 5299-40-52. Помимо обычных трёх двустворчатых дверей справа имеет две двустворчатые двери слева.
52994-хх (полностью низкопольный)
Полностью низкопольный городской автобус НЕФАЗ-52994 образца 2014 года с двигателем на природном газе не имеет ступенек. Вместимость — 96 пассажиров и 24 сидячих места. Имеет электронное управление пневмоподвеской (ECAS), навигацию ГЛОНАСС, оснащён кондиционерами.
5299-11-хх (пригородный)
Пригородный автобус с двумя дверями и мягкими сиденьями. Вместимость — 77 человек и 45 сидячих мест. Двигатели — КАМАЗ или Cummins. Тормозная система — пневматическая, Wabco, с АБС. Подвеска — пневматическая.
5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние)
Имеет иной дизайн передней части, прислонно-сдвижные двери и отсеки для багажа. Под заказ устанавливается кондиционер. 59 мест, из них 43 сидячих. Двигатель — дизельный Камминс, коробка передач — механическая, ZF.
Электробус НЕФАЗ-52992
Заряда аккумуляторов хватает на 200 с лишним километров. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы на 313.6 кВт·ч размещены на крыше, в салоне и в заднем свесе.
КАМАЗ-6299-40-52
Низкопольный 18-метровый сочленённый автобус особо большой вместимости. Сделан по толкающей схеме, с силовым агрегатом и ведущим мостом в прицепной секции, благодаря чему пол получился очень низким. Имеется климатическая система, двойное остекление, USB-зарядки для гаджетов, валидаторы, система книлинга, т.е. «приседания» на остановке. Двигатель — дизельный, 340 л.с. Топливных баков — два, на 250 и 150 литров.
Троллейбус НЕФАЗ-БТЗ-52765
Совместная разработка с Башкирским троллейбусным заводом, выпущенная в 2008 году. Создан на базе Нефаз-5299-20. Может иметь как РКСУ, так и тиристорно-импульсную систему управления; модель 52765А имеет асинхронный ТЭД переменного тока.
УТТЗ-6241-10-02 «Горожанин»
Полностью низкопольные троллейбусы УТТЗ-6241-10-02 имеют заявленный срок службы 12 лет, а литий-железо-фосфатные батареи — 8 лет. При полной загрузке могут проехать 20 км. 28 сидячих мест и одно для инвалидной коляски.
КАМАЗ-62825
Сделан на базе НЕФАЗ-5299 с динамической подзарядкой. Аналогичен электробусу, за исключением системы постоянного питания.
Технические характеристики Нефаз-5299
Колёсная формула | 4×2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 |
Ширина дверей | 1200 |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Общее число мест (8 чел/м²) | 101 |
Число мест для сидения | 25+1 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 35 |
Тормозная система | пневматическая и электродинамическая (реостатная) |
Длина, мм | 11 875 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 3036 |
База, мм | 5960 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Высота потолка в салоне | 2545 |
Вентиляция | Естественная через люки и форточки |
Система отопления | радиаторного типа |
Ведущий мост | ZF, RABA или Madara |
Комплектуется двигателями | КамАЗ (740 и 820), Cummins, Mercedes-Benz, Caterpillar |
Завод-изготовитель | Россия НЕФАЗ |
Проект, г | 2000 |
Выпускался, гг | 2000 — настоящее время |
Экземпляры | более 15000 |
Полная масса, т | 18 |
Класс автобуса | Большой |
ЭКО стандарт | Евро-3, Евро-5 (модификации, работающие на метане) |
Вместимость | |
Мест для сидения | 22-25 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 115 |
Высота по крыше, мм | 3036 |
Низкопольность, % | 60 % (5299-30), 100 % (52994, 5299-40) |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 3 (городские модификации), 2 (пригородные и междугородные модификации) |
Формула дверей | 2+2+1 |
Тип топлива | ДТ, Метан |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | в ряд |
Мощность, л. с. | 240 |
Объём, см³ | 6700 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 20-45 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач | Voith Diwa, ZF |
Тип коробки передач | Автоматическая, механическая |
Количество передач | 6 |
Подвеска | |
Тип задней подвески | Пневматическая, зависимая. |
Тип передней подвески | Пневматическая, зависимая. |