Автобус ЗИС-154

Автобус ЗИС-154

Городcкой автобус ЗИС-154 производился с 1947 по 1950 годы Завод имени Лихачева (ЗИЛ, АМО), тогда ещё Заводом имени Сталина. Он унифицирован по кузову с троллейбусом МТБ-82Д и трамваем МТВ-82. Кузова этих машин делались из секций на каркасе, обшитом панелями из дюралюминия толщиной 2-мм. Также применялись алюминиевые профили, стёкла, имевшие одинаковые размеры, арматура и сиденья.

Первые автобусы ЗИС-154 были выпущены в 1946 году на ТМЗ, предприятии авиационной промышленности. На ЗИС первые 154-е появились в 1947 году. По сравнению с троллейбусом, у автобуса был несущий кузова, тогда как у троллейбуса и трамвайного вагона в качестве несущего элемента была сваренная из стандартных швеллеров рама.

В ЗИС-154 двигатель расположен сзади, а передняя дверь находится перед передним колесом.

Для сиденья водителя предусмотрены регулировки по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки.

Индекс шасси автобуса ЗИС-122, кузова — ЗИС-190.

Всего в 1947 году произвели 80 автобусов. На большую их часть поставили дизельный двигатель GMC-4-71 вместо ненадёжного ЯАЗ-204Д, развивавшего 112 л.с. ЗИЛ вообще экспериментировал с установкой разных моторов. В частности, испытывались двигатель ЗИС-120 (12-цилиндровый оппозитный ЗИС-122Б 180 л.с.). На последние 50 автобусов ЗИС-154А с шасси ЗИС-122А ставились моторы ЗИС-110 (105 л.с.).

Производство машины продолжалось всего 3 года из-за слишком высокой сложности конструкции, значительного расхода топлива и высоких значений шумности и дымности.

Ближе к 60-м годам дизельный двигатель ЯАЗ-204Д (и ЯАЗ-206, 6 цилиндров, 165 л.с.) доработали и устанавливали на оставшиеся ЗИС-154, благодаря чему повышалась динамика автобуса и срок их службы продлевался.

ЗИС-154 — первый в СССР дизель-электрический автобусом. Дизельный ЯАЗ-204Д, выдававший 110 л.с., спарен с генератором постоянного тока, находившийся под задним 5-местным сиденьем. Тяговый электродвигатель передавал крутящий момент через карданный вал на ведущий мост. Для движения задним ходом имелся электрический переключатель хода.

Известно, что в Тбилиси автобусы с электротрансмиссией ЗИС-154 переделывали в троллейбусы, приварив сзади противовес, потому что после снятия двигателя задняя часть значительно перевешивала.

Существовал и санитарный автобус на шасси ЗИС-154, имевший дополнительную дверь в левой части кузова для погрузки/выгрузки носилок.

Смотрите также: