РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобус, производившийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Такие микроавтобусы получили большую распространённость в качестве маршрутных такси, автомобилей скорой помощи и как служебный транспорт до середины 90-х годов, после чего в нашей стране были постепенно вытеснены «ГАЗелями», а у себя на родине в Латвии — микроавтобусами «Мерседес» и другими иномарками.
История
Разработка нового микроавтобуса началась в 1965 г. Её получили двум независимым группам из 4-х конструкторов как соревнование между ними. Предшественником модели являлся РАФ-977, сделанный на базе шасси ГАЗ-21 «Волга». Для новинки поставили следующие условия: она также должна быть на базе ГАЗ-21 и иметь 12 мест для сидения.
Результатами работы конструкторов явились два прототипа: РАФ-982-I и РАФ-982-II. Первый — с полукапотной компоновкой, второй — с вагонной. По результатам испытаний первый микроавтобус оказался лучшим, но директор РАФа Илья Позняк остался недоволен этим из-за считавшейся слишком непривычной в то время вагонной компоновки. Из-за чего на конвейер встал РАФ-982-II.
Новый завод РАФ начали строить в Елгаве 25.07.1969 г. Параллельно доводили и новый РАФ-2203. В начале 1976 года завод начал работу и производство новинки. Хотя этот микроавтобус разрабатывался на базе ГАЗ-21, его серийный вариант получил агрегаты от ГАЗ-24.
Каждый год производилось более 15 тысяч микроавтобусов. В 1987 году появился РАФ-2203-01, промежуточное звено между 2203 и новый РАФ-22038-02, который начали выпускать в следующем году на базе агрегатов от ГАЗ-24-10. Внешность новинки также изменилась.
В 1993 году появился РАФ-22039, вмещавшая уже 13 пассажиров. Этот микроавтобус был самым массовым для СССР и практически не имел конкурентов, потому что иномарок в то время было очень мало, а УАЗ-452В не был ему 100%-м конкурентом и выпускался в основном на экспорт небольшими тиражами.
Окончание производства РАФ-22039 в 1997 году связано с появлением «Газелей».
Очень широкое распространение «Рафики» получили как маршрутные такси. Существовала и модификация РАФ-2921 с высокой крышей, специально разработанная для маршрутных перевозок.
Конструкция РАЗ-2203
Микроавтобус имеет вагонную компоновку, разделённую на два отделения с местом водителя и одним пассажиром спереди и десятью пассажирскими сиденьями сзади. Был и небольшой багажник.
Кузов несущий, цельнометаллический, с четырьмя дверями.
Двигатель ГАЗ-24 установлен спереди, приводит в движение задние колёса в мосту ГАЗ-24 через карданный вал. Рулевое управление и передняя подвеска — собственной разработки, с использованием деталей конструкций ГАЗ-24 и -21.
Тормозная система — изначально барабанная; на РАФ-2208 — дисковая на передних колёсах.
Плюсы и минусы РАФ-2203
К достоинствам модели можно отнести достаточный просто для пассажиров, что было очень актуально для скорой помощи, особенно в сравнении с предшественником, РАФ-977, а также комфортную подвеску.
Двигатель ГАЗ-24 тяжеловат для этого микроавтобуса и при размещении над передним мостом на него приходилось 55 процентов снаряжённой массы. Это приводило к плохой управляемости машины и посредственной проходимости. Кузов достаточно быстро начинал коррозировать.
Модификации РАФ-2203
Модель | Назначение | Годы выпуска |
---|---|---|
2203 | Базовая модель. Использовалась как служебный транспорт. | 1976—1987 |
22031 | Автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования. | |
22032 | Автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне располагались вдоль бортов. | |
22033 | Служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для оружия. | |
22034 | Служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных и 5 комплектов снаряжения. Была выпущена небольшая опытная партия, в основном в штабные автомобили переоборудовались базовые микроавтобусы силами пожарных. | |
22035 | Специальный автомобиль для перевозки донорской крови. | |
22036 | Специальный автомобиль, совместивший в себе скорую помощь и милицию. Был выпущен единственный опытный образец. | |
2912 [2] | Мелкосерийная версия — оконная лаборатория. | |
2909 | Мелкосерийная «олимпийская» версия — пикап-веловоз с двурядной кабиной и тентом. | 1979—1980 |
2911 [3] | Мелкосерийная «олимпийская» версия с судейским табло на крыше. | 1979—1980 |
2910 | Мелкосерийная «олимпийская» версия — судейский электромобиль. | |
2907 | Мелкосерийная «олимпийская» версия сопровождения бегуна с олимпийским огнём, система охлаждения была соответствующим образом доработана.[1] | 1979—1980 |
3407 [4] | Мелкосерийная версия — парковый автопоезд из седельного тягача и одного-двух прицепных открытых вагончиков РАФ-9225/9226. | |
РАФ-TAMRO | Реанимационный автомобиль с оборудованием финской фирмы «ТАМRO». Имел высокую крышу и окрашивался в ярко-жёлтый цвет с оранжевыми полосками. | 1979—1989 |
2203-01 | Переходная модель от РАФ-2203 к РАФ-22038. | 1987—1990 |
22031-01 | Переходный автомобиль скорой помощи. | 1987—1990 |
2921 | Мелкосерийная пассажирская версия с высокой крышей для перевозки инвалидов. | |
22038 | Обновлённая модель с новой системой подвески и некоторыми другими агрегатами[2], имела измененную решётку радиатора, форточки отсутствовали. | 1989—1997 |
2915 | Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038. | 1991—1997 |
22039 | Автомобиль для работы в качестве маршрутного такси. | 1993—1997 |
2914 | Реанимобиль на базе РАФ-22038 по типу ТАМРО-РАФ. | 1989—1993 |
2916 и 2924-ТАМРО [5] [6] | Мелкосерийная версия — безоконный фургон (почтовый, передвижной магазин, катафалк и др.). | |
33113 [7] | Пикап с двурядной кабиной и тентом. | |
[8] | Длиннобазный пикап с однорядной кабиной и тентом. | |
33111 | Бортовой минигрузовик с однорядной кабиной. | 1991—1993 |
2920 | Минигрузовик-фургон с однорядной кабиной и кунгом. | |
3311 | Бортовой минигрузовик с двурядной кабиной. | 1991—1993 |
33114 [9] | Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и кунгом. | |
2926 [10] | Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и изотермическим кунгом. |
Технические характеристики РАФ-2203
Длина, мм | 4950 |
Ширина, мм | 2035 |
Высота, мм | 1970 |
Колесная база, мм | 2630 |
Клиренс, мм | 180 |
Снаряженная масса, кг | 1670 |
Полная масса, кг | 2630 |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
Колёсная формула | 4 х 2 |
Двигатель РАФ-2203 | |
Марка | ЗМЗ-2401(А-76) |
Тип | четырехтактный, карбюраторный |
Система питания | карбюратор К-126Г, двухкамерный |
Рабочий объём | 2445 см3 |
Максимальная мощность | 95 л.с. при 4500 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 171,6 Н·м, при 2400 об/мин |
Максимальная скорость | 120 км/ч |
Грузоподъёмность | 960 кг |