РАФ-2203

РАФ-2203
РАФ-2203

РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) — микроавтобус, производившийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Такие микроавтобусы получили большую распространённость в качестве маршрутных такси, автомобилей скорой помощи и как служебный транспорт до середины 90-х годов, после чего в нашей стране были постепенно вытеснены «ГАЗелями», а у себя на родине в Латвии — микроавтобусами «Мерседес» и другими иномарками.

История

Разработка нового микроавтобуса началась в 1965 г. Её получили двум независимым группам из 4-х конструкторов как соревнование между ними. Предшественником модели являлся РАФ-977, сделанный на базе шасси ГАЗ-21 «Волга». Для новинки поставили следующие условия: она также должна быть на базе ГАЗ-21 и иметь 12 мест для сидения.

Результатами работы конструкторов явились два прототипа: РАФ-982-I  и РАФ-982-II. Первый — с полукапотной компоновкой, второй — с вагонной. По результатам испытаний первый микроавтобус оказался лучшим, но директор РАФа Илья Позняк остался недоволен этим из-за считавшейся слишком непривычной в то время вагонной компоновки. Из-за чего на конвейер встал РАФ-982-II.

РАФ-2203
РАФ-2203

Новый завод РАФ начали строить в Елгаве 25.07.1969 г. Параллельно доводили и новый РАФ-2203. В начале 1976 года завод начал работу и производство новинки. Хотя этот микроавтобус разрабатывался на базе ГАЗ-21, его серийный вариант получил агрегаты от ГАЗ-24.

Каждый год производилось более 15 тысяч микроавтобусов. В 1987 году появился РАФ-2203-01, промежуточное звено между 2203 и новый РАФ-22038-02, который начали выпускать в следующем году на базе агрегатов от ГАЗ-24-10. Внешность новинки также изменилась.

В 1993 году появился РАФ-22039, вмещавшая уже 13 пассажиров. Этот микроавтобус был самым массовым для СССР и практически не имел конкурентов, потому что иномарок в то время было очень мало, а УАЗ-452В не был ему 100%-м конкурентом и выпускался в основном на экспорт небольшими тиражами.

Окончание производства РАФ-22039 в 1997 году связано с появлением «Газелей».

Очень широкое распространение «Рафики» получили как маршрутные такси. Существовала и модификация РАФ-2921 с высокой крышей, специально разработанная для маршрутных перевозок.

Конструкция РАЗ-2203

Микроавтобус имеет вагонную компоновку, разделённую на два отделения с местом водителя и одним пассажиром спереди и десятью пассажирскими сиденьями сзади. Был и небольшой багажник.

Кузов несущий, цельнометаллический, с четырьмя дверями.

Двигатель ГАЗ-24 установлен спереди, приводит в движение задние колёса в мосту ГАЗ-24 через карданный вал. Рулевое управление и передняя подвеска — собственной разработки, с использованием деталей конструкций ГАЗ-24 и -21.

Тормозная система — изначально барабанная; на РАФ-2208 — дисковая на передних колёсах.

Плюсы и минусы РАФ-2203

К достоинствам модели можно отнести достаточный просто для пассажиров, что было очень актуально для скорой помощи, особенно в сравнении с предшественником, РАФ-977, а также комфортную подвеску.

Двигатель ГАЗ-24 тяжеловат для этого микроавтобуса и при размещении над передним мостом на него приходилось 55 процентов снаряжённой массы. Это приводило к плохой управляемости машины и посредственной проходимости. Кузов достаточно быстро начинал коррозировать.

Модификации РАФ-2203

Модель Назначение Годы выпуска
2203 Базовая модель. Использовалась как служебный транспорт. 1976—1987
22031 Автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования.
22032 Автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне располагались вдоль бортов.
22033 Служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для оружия.
22034 Служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных и 5 комплектов снаряжения. Была выпущена небольшая опытная партия, в основном в штабные автомобили переоборудовались базовые микроавтобусы силами пожарных.
22035 Специальный автомобиль для перевозки донорской крови.
22036 Специальный автомобиль, совместивший в себе скорую помощь и милицию. Был выпущен единственный опытный образец.
2912 [2] Мелкосерийная версия — оконная лаборатория.
2909 Мелкосерийная «олимпийская» версия — пикап-веловоз с двурядной кабиной и тентом. 1979—1980
2911 [3] Мелкосерийная «олимпийская» версия с судейским табло на крыше. 1979—1980
2910 Мелкосерийная «олимпийская» версия — судейский электромобиль.
2907 Мелкосерийная «олимпийская» версия сопровождения бегуна с олимпийским огнём, система охлаждения была соответствующим образом доработана.[1] 1979—1980
3407 [4] Мелкосерийная версия — парковый автопоезд из седельного тягача и одного-двух прицепных открытых вагончиков РАФ-9225/9226.
РАФ-TAMRO Реанимационный автомобиль с оборудованием финской фирмы «ТАМRO». Имел высокую крышу и окрашивался в ярко-жёлтый цвет с оранжевыми полосками. 1979—1989
2203-01 Переходная модель от РАФ-2203 к РАФ-22038. 1987—1990
22031-01 Переходный автомобиль скорой помощи. 1987—1990
2921 Мелкосерийная пассажирская версия с высокой крышей для перевозки инвалидов.
22038 Обновлённая модель с новой системой подвески и некоторыми другими агрегатами[2], имела измененную решётку радиатора, форточки отсутствовали. 1989—1997
2915 Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038. 1991—1997
22039 Автомобиль для работы в качестве маршрутного такси. 1993—1997
2914 Реанимобиль на базе РАФ-22038 по типу ТАМРО-РАФ. 1989—1993
2916 и 2924-ТАМРО [5] [6] Мелкосерийная версия — безоконный фургон (почтовый, передвижной магазин, катафалк и др.).
33113 [7] Пикап с двурядной кабиной и тентом.
[8] Длиннобазный пикап с однорядной кабиной и тентом.
33111 Бортовой минигрузовик с однорядной кабиной. 1991—1993
2920 Минигрузовик-фургон с однорядной кабиной и кунгом.
3311 Бортовой минигрузовик с двурядной кабиной. 1991—1993
33114 [9] Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и кунгом.
2926 [10] Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и изотермическим кунгом.