Первый опытный автобус большой вместимости ЛАЗ-5252 увидел свет в 1977-1978 годах. Предполагалось, что производить его будут в Кургане, поэтому он получил индекс КАвЗ-5252.
Двери — ширмовые, задняя — одностворчатая, так как широкую нельзя было сделать из-за двигателя в заднем свесе. Вместе с ЛАЗ-5252 сделали и ЛАЗ-5256. Примечательно, что проекты 3-дверного автобуса большой
вместимости для города разрабатывались во Львове ещё в 60-е годы — тогда сделали ЛАЗ-696, а позже — и автобус «Мир». Но правительство решило, что Икарусы вполне подойдут жителям СССР.
Серийный выпуск ЛАЗ-5252 задержался почти на 15 лет, т.к. как КАвЗ не в силах освободить производство машины из-за необходимости технического переоснащения. Было решено делать его во Львове. Но там посчитали, что
проще было выпускать старые добрые ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699.
После распада СССР в Украину прекратились поставки Ikarus из Венгрии и возникла необходимость в своём автобусе этого класса. В скором времени ЛАЗ-5252 запустили в серию. Он илет дизельный мотор с механической
коробкой передач, а его планировка была похожей на Икарус, с прямоугольным кузовом, тремя широкими дверями планетарного типа, широкими окнами и накопительными площадками у средней и задней дверей.
Поскольку двигатель не удалось вместить под пол, его пришлось устанавливать в заднем свесе автобуса.
В те годы у Львовского автобусного завода не было постоянного поставщика дизельных моторов, из-за чего появились модификации автобусов, имевшие разные двигатели. Ближе к 2000 году появились
модификации автобуса без задней накопительной площадки и с одностворчатой задней дверью из-за появления больших моторных отсеков сзади.
2002 год — рестайлинг ЛАЗ-5252, внешне отличающаяся тонированными стёклами и велюровыми сиденьями в салоне. Поручни стали жёлтого цвета. По новой украинской классификации, индекс изменился на ЛАЗ-А172.
2004 год — старт выпуска низкопольных автобусов ЛАЗ-А183.
Конец 2005 года — окончание выпуска ЛАЗ-5252.
Модификации автобуса ЛАЗ-А172 (ЛАЗ-5252)
ЛАЗ-52521 — двигатель КамАЗ-7408.10. Задняя дверь изначально была одностворчатой. Были и автобусы этой модификации с двухстворчатой задней дверью.
Со временем ЛАЗ отказался от производства ЛАЗ-52521 из-за ненадежности силового агрегата.
ЛАЗ-52523 — двигатель Renault MIDR 06.02.26, задняя дверь — двухстворчатая. С 1992 года на заводе стали производить автобусы с французским дизелем Renault. Большую партию заказал Киев.
ЛАЗ-52523А — двигатель ЯМЗ-236А, задняя дверь — двухстворчатая. Из-за дороговизны французских моторов была создана недорогая модификация с ярославским дизелем. В конце 90-х эта модификация получила индекс ЛАЗ-52528А.
ЛАЗ-52524 — Двигатель MAN.
ЛАЗ-52527 — двигатель RABA D10TL160 E2 (экологические нормы Евро-2), задняя дверь — одностворчатая. Имеют механическую 5-ступенчатую коробку передач Praga 5PS114.
ЛАЗ-52528 — ярославский дизель с турбонаддувом двигатель ЯМЗ-236НЕ, задняя дверь — одностворчатая. Мотор мощнее, чем ЯМЗ-236А на ЛАЗ-52523А/ЛАЗ-52528А.
ЛАЗ-52528А — двигатель ЯМЗ-236А, задняя дверь — двухстворчатая. В конце 90-х годов такой индекс получил автобус ЛАЗ-52523А.
ЛАЗ-52529 — двигатель Cummins С220, задняя дверь — одностворчатая.
Изначально на ЛАЗ-5252 будут должны были ставиться моторы КАМАЗ-7408.10 (модификации известны как ЛАЗ-52521).
Маркетологи Львовского завода планировали больше всего выпускать ЛАЗ-52523, но автобус получился дорогим и перевозчики не охотно покупали их, предпочитая ЛАЗ-52528 с двигателем ЯМЗ. В итоге автобусу дали
название «Ярослава».
Вместимость автобуса — 120 пассажиров.
Габариты 11120х2500х3100мм.
Колёсная база — 5470 мм.