Автобус ЛиАЗ-5256

Автобус ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 — высокопольный автобус большого класса, производящийся на Ликинском автобусном заводе.

Этот автобус начали разрабатывать в конце 70-х годов в конструкторском бюро ЛиАЗ вместе в ВКЭИА (Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения), находящимся во Львове. Первый прототип увидел свет в 1980 году. В начале 80-х годов начались испытания автобуса. С 1986 г. началось его мелкосерийное производство, с июля 1989 г.  он пошёл в серию.

К январю 2013 г. было произведено более 24650 ЛиАЗ-5256.  Эти автобусы широко эксплуатируются по всей России, а также за рубежом.

Модификации ЛиАЗ-5256

  • городская
  • пригородная/междугородная
  • для перевозки детей
  • специальная (инвалидная)

Примечательно, что на базе этого автобуса разрабатывались и другие автобусы и троллейбусы, например, ЯАЗ-5267, Неман-5201, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280, ВЗТМ-5280 и другие.

История создания автобуса

ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-5256

ЛиАЗ-5256 разрабатывался как родоначальник городских автобусов начиная от среднего, заканчивая большим классом. В дальнейшем планировались и другие модели на его основе, с большой долей унификации. Использовалась крупносекционная схема с применением общих штампованных элементов боковин, крыши и других. Аналогично разрабатывался и Икарус-412/415, планировавшийся как замена устаревшей 200-й серии. Так, первые ЛиАЗ-5256 и Икарус-412 практически одинаковы.

С самого начала разработкой этого автобуса в середине 1970-х годов занимался Львовский ВКЭИ «Автобуспром».

В начале 1990-х появился опытный автобус КамАЗ-5262 в таком же кузове, разработанный под установку как горизонтального (Raba-MAN), так и V-образного дизельного двигателя (КамАЗ-740), коробка передач — автоматическая гидромеханическая. В 1982 году первые опытные экземпляры ЛиАЗ-5256 выехали на испытания на городские маршруты Москвы, Ленинграда, Ташкента, Якутска.

Длительное время новый автобус выпускался вместе с уже устаревшим на тот момент ЛиАЗ-677. Массовое производство первого началось в 1989 году. Новый ЛиАЗ получился не очень надёжным, из-за чего автобусные парки не спешили заменить проверенные временем машины на новинку.

ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-5256

Также были сложности и с новой коробкой-«автоматом» львовского производства, поэтому вместо неё ставили механическую коробку передач от КамАЗа, что при длительной работе на маршруте делало работу водителей ещё сложнее.

В связи с перестройкой, а также пожаром на заводе двигателей КамАЗ и последующим дефицитом запчастей, производство на ЛиАЗе прекратилось к 1996 году.

Очень хорошо, что инженеры завода смогли взять из наработок по машине все наиболее правильные решения и после модернизации производства, улучшении слабых мест модели, установки импортных и отечественных моторов Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и АКПП Voith, введения в эксплуатацию на заводе линии антикоррозионной обработки и окраски кузовов, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных, 10 сушильных камер, позволившей обеспечить срок службы кузовов до 12 лет, ЛиАЗ-5256 стал очень

ЛиАЗ-5256
ЛиАЗ-5256

популярным автобусом, несмотря на появление большого числа конкурентов (Волжанин, НефАЗ, РоАЗ, МАРЗ). Можно сказать, что описанный автобус ЛиАЗ-5256 был в то время наиболее часто встречающейся машиной из класса общественного транспорта.

В 2005 году эта модель прошла рестайлинг.

Технические характеристики автобуса ЛиАЗ-5256

 
Кузов Односекционный, вагонный, несущий, цельнометаллический, оцинкованный
Общее число мест 117 (88 — «пригород»)
Число мест для сидения 23 (44 — «пригород»)
Радиус разворота, м 11,5
Максимальная скорость, км/ч 120 (есть модификация с ограничением скорости 40 км/ч)
Контрольный расход топлива, л/100 км 28-32
Топливо дизельное
Ёмкость топливного бака, л 238
Тормозная система пневматическая с ABS
Рабочая Тормозные механизмы — барабанные, с клиновым разжимом
Вспомогательная Гидравлический замедлитель, встроенный в АКПП; система моторного тормоза
Длина, мм 11 400
Ширина, мм 2 500
Высота, мм 3 007
База, мм 5 840
Полная масса, кг 16 400
Комплектуется двигателями Caterpillar-3116 (дизельный, экологические нормы Евро-2), Caterpillar-3126 (дизельный, эконормы Евро-3), ЯМЗ-236НЕ (дизельный, выполняет требования Евро-1), КАМАЗ-740.11-240 (дизельный, экотребования Евро-1)

Модификации автобусов ЛиАЗ-5256

  • ЛиАЗ-5256.54 — с двигателем Cummins 6 ISBe 245B, Евро-4
  • ЛиАЗ-5256.60 — с двигателем ЯМЗ-5362, Евро-4
  • ЛиАЗ-5256.57 — с газовым двигателем Cummins-CGe-250-30, Евро-4
  • и их пригородные двухдверные модификации;
  • ЛиАЗ-5256.61 — междугородный, с двигателем ЯМЗ-5362, Евро-4
Смотрите также: