Икарус 280 — городской сочленённый среднеприводный автобус особо большой вместимости, производившийся венгерской компанией Ikarus в 1973—2002 годах.
Конструкция
Двигатель располагался горизонтально под полом пассажирского салона внутри колёсной базы. Автобус оснащали дизелями Rába, MAN, DAF, Cummins. Из отличительных особенностей
Ikarus 280 для СССР — отделение кабины водителя от салона и трёхрядное расположение сидений.
Подвеска автобуса — пневматическая, с регулятором уровня положения кузова. Тормозные механизмы всех колёс — барабанные.
История
Выпуск Икарус 280 начался в 1973 году и за всё время было произведено более 50 модификаций. Автобусы поставлялись в СССР и в страны третьего мира, собирались на Кубе.
В 1993 году прекратился выпуск 280-й модели для Венгрии, сменившись 400-й серией, вместе с которой выпускалась параллельно. Также наладился восстановительный ремонт, при котором обновлялось больше 80 процентов
конструктивных элементов, благодаря чему машина практически полностью обновлялась. Последняя партия автобусов 200-й серии была выпущена в 2002 году и отправилась в Таджикистан.
В России сборка Икарус 280 была налажена на заводе «Тушино-Авто» (ТМЗ) в Москве в 1994 году. Изначально завод дособирал почти готовые машины из машинокомплектов, впоследствии была освоена часть
производственных действий. Окраска была по московским требованиям, а двигатель устанавливали RABA D 10, отличавшийся от RABA — MAN D 2156H меньшим рабочим объёмом и сниженной токсичностью отработавших газов.
В 1996 году увидел свет Ikarus 280.33М. От модели 280.33 она отличалась новыми дисками и их цветом — бело-зелёным, и количеством сидений.
Первый полностью собранный в России автобус Ikarus 280.33М начали испытывать в ФАТП на 157-й маршруте в 1996 году. На производстве он остался до 2001 года. Производство завершилось из-за закрытия завода Икарус в
Секешфехерваре (Венгрия). На базе Ikarus 435.17А2 завод ТМЗ спроектировал модель Московит-6222 (он был выпущен ограниченной серией), а на базе Ikarus 280.64 — Тушинец-6280.
Примерно в то же время в России начался выпуск ЛиАЗ-6212.
Ikarus 280.33М2 выпускались в 2000-2001 гг могли работать как на дизельном топливе, так и на метане.
Автобусы для СССР красились в жёлтый цвет, в Российскую Федерацию — в бело-красный и белый для Санкт-Петербурга.
Достоинства
Из главных достоинств автобуса Икарус 280 отметим высокую надёжность и хорошую ремонтопригодность, комфортную подвеску, приличную пассажировместимость, удобный салон. Это было возможно благодаря отопительной системе «Сирокко», мягким удобным креслам, большим окнам, широкому проходу для пассажирам.
Недостатки
Из недостатков модели 280 можно назвать большую высоту пола из-за центрального расположения двигателя. Бывало, что при ремонте автобусов убирали систему отопления, из-за чего в холодное время года в них бывало очень холодно.
Ikarus 280T
С 1975 по 1992 годы на базе сочлененной модели 280 малыми партиями производились троллейбусы Икарус 280Т. На них устанавливалось электрооборудование разных компаний, даже советское, Завода имени Урицкого, или аналогичное венгерское Ganz.
Завод-изготовитель | Ikarus (Венгрия) |
Проект, г | 1970 |
Выпускался, гг | 1973—2002 |
Экземпляры | 60 993 |
Полная масса, т | 24 |
Макс. скорость, км/ч | 67-88 |
Вместимость | |
Мест для сидения | 34 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 146 |
Полная вместимость (8 чел./м²) | 180 |
Габариты | |
Длина, мм | 16500 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота по крыше, мм | 3160 |
База, мм | 5400×6200 |
Салон | |
Напряжение бортовой низковольтной сети, В | 24V |
Двигатель | |
Модель двигателя | Rába, MAN, DAF, Cummins |
Система питания | Дизель |
Тип топлива | Дизельное |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 40 л |