
ЛАЗ-695 — советский и украинский городской автобус среднего класса, производившийся на Львовском автобусном заводе.
За время производства автобус много раз проходил модернизацию. Как правило, она затрагивала внешний вид модели, тогда как компоновка и агрегаты не менялись.
Автобусы модификаций 695/695Б/695Е/695Ж относятся к первому поколению. Во втором поколении 695М была изменена задняя часть автобуса, а в 695Н/695НГ/695Д изменения затронули и переднюю часть.
ЛАЗ-695 — достаточно надёжный, простой по конструкции автобус, обладавший, тем не менее, такими недостатками, как тесноту и перегревающийся двигатель. Такие автобусы до сих пор в строю. Суммарное число выпущенных ЛАЗ-695 — примерно 250 тысяч. Из них модификаций — 695М — около 52 тысяч и 965Н — 176 тысяч.
История
ЛАЗ-695 — первый автобус Львовского автозавода. Коллектив инженеров завода взял за основу современные европейские автобусы, такие как Мерседес, Неоплан, Магирус. Они были приобретены заводом и изучены. К концу 1955 г. разработка ЛАЗ-695 была практически закончена. Наибольшее влияние на его конструкцию оказал автобус Мерседес-Бенц 321.
ЛАЗ-695 (1956-1958 гг.)

К лету 1956 г. были изготовлены первые опытные образцы автобуса, имевшие сзади двигатель ЗИЛ-124. Такой конструкции автобусов до сих пор не встречалось нигде.
От ЗИЛ-158 были взяты пятиступенчатая коробка передач, а также двухдисковое сцепление.
Для городского использования ЛАЗ-695 не очень подходил из-за того, что у него не было накопительной площадки у двери и узкого прохода между сиденьями. Двигатель в заднем свесе отнимал у пассажиров много пространства. Такой автобус лучше использовать для пригородного сообщения или туристических (ЛАЗ-697) и междугородных поездок (ЛАЗ-699) .
ЛАЗ-695Б (1958-1964 гг.)
В конце 1957 г. автобус модернизировали, усилив основание кузова, применив пневмопривод дверей вместо механического открывания.
ЛАЗ-695Е (1963-1970 гг.)
Эта модификация увидела свет благодаря появлению двигателя V8 ЗИЛ-130. Конструкторы решили оснащать им автобус. В 1961 году были построены опытные экземпляры автобуса с этим двигателем. До начала 1970 г. было изготовлено 37916 автобусов этой модификации, а 1346 из них было экспортировано. В 1969 году пневмопривод дверей был заменен на электропневматическое управление.
ЛАЗ-695Ж (1963-1965 гг.)
Эта модификация получила гидромеханическую трансмиссию. Но за 2 года выпуска таких автобусов было произведено всего 40 штук.
ЛАЗ-695М (1969-1976 гг.)
Эта модификация — следствие модернизаций, благодаря которым изменился внешний вид автобуса, получив более высокие стёкла и ряд других изменений. 695М выпускался 7 лет. Всего было изготовлено 52077 автобуса, 164 экспортировано. Существовала и модификация ЛАЗ-697М «Турист».
ЛАЗ-695Н (1976-2006 гг.)
Эта модификация получила новую переднюю панель кузова с высокими лобовыми стёклами и большой козырёк сверху. Задние и передние двери стали одинаковыми.
В первой половине 1990 годов на ЛАЗ-695Н появился гидроусилитель руля. Тогда же перестали устанавливать задние мосты «Раба» и опять, как много лет назад, начали комплектовать машину двойной главной передачей (без колёсных редукторов). На базе автобуса ЛАЗ-695Н выпускались автобусы ЛАЗ-697Н «Турист» и ЛАЗ-697Р «Турист».
ЛАЗ-692 (1986 г.)
Автобус с защитой от гамма-излучения и радиоактивной пыли, производившиеся на базе ЛАЗ-695Н, со свинцовыми листами, закрывающими большую часть окон, с системой фильтрации воздуха. Этот автобус использовался для эвакуации местного населения и доставки ликвидаторов на Чернобыльскую АЭС. После работ автобусы утилизировались, т.к. получились большое облучение.
ЛАЗ-695НГ (1985-2005 гг.)
Модификация для работы на природном газе. Баллоны с метаном размещались на крыше автобуса.
ЛАЗ-695Д, ЛАЗ-695Д11 (1993-2002 гг.)
Модификация с дизельным двигателем Д-245.9 Минского моторного завода. Велись работы и по установке харьковских дизельных двигателей Д-6112 от трактора Т-150 и 494Л.
ЛАЗ-695Д11 — автобус с дизельным двигателем с распашными дверями и мягкими сиденьями.
Технические характеристики автобуса ЛАЗ-695
Тип автобуса | Вагонный, многоместный |
Число мест | Для сидения — 32. Всего мест — 55. |
Длина | 9220 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота (без нагрузки) | 3050 мм |
База | 4190 мм |
Коробка передач | Трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад |
Карданная передача | |
Карданный вал | Открытого типа |
Карданные шарниры | Два, на игольчатых подшипниках |
Передняя ось | |
Балка передней оси | Двутаврового сечения |
Задний мост | |
Балка заднего моста | Литая, из ковкого чугуна с впрессованными стальными трубами |
Главная передача | Двойная: пара конических и пара цилиндрических шестерен |
Передаточное число главной передачи | 9,28 |
Подвеска | |
Подвеска передних и задних колес | Продольные полуэллиптические рессоры с корректирующими пружинамию. Концы рессор установлены в резиновых подушках |
Амортизаторы | Гидравлические, двойного действия, установлены на передней подвеске. |
Рулевое управление | |
Рулевой механизм | Глобоидальный червяк и кривошип с роликом. |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость | 65 км/ч |
Расход топлива | 37 л/100 км |