В 1992 году был подписан лицензионный договор между Минским автомобильном заводом и немецкой компанией Neoplan (Неоплан) на производство городского автобуса Neoplan-N4014. В том же году
собрали первых 4 автобуса из комплектующих из Германии. Новинка получила название МАЗ-101. Пассажировместимость составила 100 полных мест и 24 сидячих. Испытания выявили недостаток приспособленности подвески
под местные дороги и малый запас прочности дверей.
В 1993 году появилась модернизированная версия автобуса МАЗ-101 с заменой некоторых комплектующих на отечественные. В частности, двигатель, подвеска и рулевое управление.
Примечательно, что первые МАЗ-101 имели надпись Neoplan. Изначально двигатель был установлен MAN D 0826 LOH-07, дизельный, 6-цилиндровый, мощностью 230 л.с. После модернизации — российские ЯМЗ, белорусские ММЗ или
французские Renault.
Выросла прочность автобуса и дорожный просвет. Свесы изменились, как и планировка салона и панель приборов. Двери — иные, с пневматическим механизмом открывания и закрывания вместо электромеханических.
Базовые немецкие фары уступили место волговским от ГАЗ-3102.
С 1993 по 1998 годы построили 41 автобус этой модели. Большая их часть работала в Минске. В 1998 году два из них переделали в учебные, добавив кресло инструктора и второй комплект педалей.
Автобус МАЗ-103 сменил предыдущую 101-ю модель, имея в конструкции исключительно отечественные комплектующие. Внешне он выглядел практически копией предыдущей модели.
Кузов МАЗ-101 — несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Стекла — вклеенные.
Технические характеристики МАЗ-101
Завод-изготовитель | Белоруссия МАЗ |
Проект, г | 1992 |
Выпускался, гг | 1993—1998 |
Экземпляры | около 40 |
Полная масса, т | 18 |
Макс. скорость, км/ч | 70 |
Класс автобуса | городской, большой вместимости |
Вместимость | |
Мест для сидения | 24 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 100 |
Полная вместимость (8 чел./м²) | 123 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 3 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ММЗ-Д260.5 |
Крутящий момент, Н·м | 900 |
Объём, см³ | 7120 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 25 |
Подвеска | |
Тип задней подвески | пневматическая, зависимая, жёсткая балка |
Тип передней подвески | пневматическая, зависимая |