ЛиАЗ-5256 — высокопольный автобус большого класса, производящийся на Ликинском автобусном заводе.
Этот автобус начали разрабатывать в конце 70-х годов в конструкторском бюро ЛиАЗ вместе в ВКЭИА (Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения), находящимся во Львове. Первый прототип увидел свет в 1980 году. В начале 80-х годов начались испытания автобуса. С 1986 г. началось его мелкосерийное производство, с июля 1989 г. он пошёл в серию.
К январю 2013 г. было произведено более 24650 ЛиАЗ-5256. Эти автобусы широко эксплуатируются по всей России, а также за рубежом.
Модификации ЛиАЗ-5256
- городская
- пригородная/междугородная
- для перевозки детей
- специальная (инвалидная)
Примечательно, что на базе этого автобуса разрабатывались и другие автобусы и троллейбусы, например, ЯАЗ-5267, Неман-5201, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280, ВЗТМ-5280 и другие.
История создания автобуса
ЛиАЗ-5256 разрабатывался как родоначальник городских автобусов начиная от среднего, заканчивая большим классом. В дальнейшем планировались и другие модели на его основе, с большой долей унификации. Использовалась крупносекционная схема с применением общих штампованных элементов боковин, крыши и других. Аналогично разрабатывался и Икарус-412/415, планировавшийся как замена устаревшей 200-й серии. Так, первые ЛиАЗ-5256 и Икарус-412 практически одинаковы.
С самого начала разработкой этого автобуса в середине 1970-х годов занимался Львовский ВКЭИ «Автобуспром».
В начале 1990-х появился опытный автобус КамАЗ-5262 в таком же кузове, разработанный под установку как горизонтального (Raba-MAN), так и V-образного дизельного двигателя (КамАЗ-740), коробка передач — автоматическая гидромеханическая. В 1982 году первые опытные экземпляры ЛиАЗ-5256 выехали на испытания на городские маршруты Москвы, Ленинграда, Ташкента, Якутска.
Длительное время новый автобус выпускался вместе с уже устаревшим на тот момент ЛиАЗ-677. Массовое производство первого началось в 1989 году. Новый ЛиАЗ получился не очень надёжным, из-за чего автобусные парки не спешили заменить проверенные временем машины на новинку.
Также были сложности и с новой коробкой-«автоматом» львовского производства, поэтому вместо неё ставили механическую коробку передач от КамАЗа, что при длительной работе на маршруте делало работу водителей ещё сложнее.
В связи с перестройкой, а также пожаром на заводе двигателей КамАЗ и последующим дефицитом запчастей, производство на ЛиАЗе прекратилось к 1996 году.
Очень хорошо, что инженеры завода смогли взять из наработок по машине все наиболее правильные решения и после модернизации производства, улучшении слабых мест модели, установки импортных и отечественных моторов Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и АКПП Voith, введения в эксплуатацию на заводе линии антикоррозионной обработки и окраски кузовов, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных, 10 сушильных камер, позволившей обеспечить срок службы кузовов до 12 лет, ЛиАЗ-5256 стал очень
популярным автобусом, несмотря на появление большого числа конкурентов (Волжанин, НефАЗ, РоАЗ, МАРЗ). Можно сказать, что описанный автобус ЛиАЗ-5256 был в то время наиболее часто встречающейся машиной из класса общественного транспорта.
В 2005 году эта модель прошла рестайлинг.
Технические характеристики автобуса ЛиАЗ-5256
Кузов | Односекционный, вагонный, несущий, цельнометаллический, оцинкованный |
Общее число мест | 117 (88 — «пригород») |
Число мест для сидения | 23 (44 — «пригород») |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 120 (есть модификация с ограничением скорости 40 км/ч) |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 28-32 |
Топливо | дизельное |
Ёмкость топливного бака, л | 238 |
Тормозная система | пневматическая с ABS |
Рабочая | Тормозные механизмы — барабанные, с клиновым разжимом |
Вспомогательная | Гидравлический замедлитель, встроенный в АКПП; система моторного тормоза |
Длина, мм | 11 400 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 3 007 |
База, мм | 5 840 |
Полная масса, кг | 16 400 |
Комплектуется двигателями | Caterpillar-3116 (дизельный, экологические нормы Евро-2), Caterpillar-3126 (дизельный, эконормы Евро-3), ЯМЗ-236НЕ (дизельный, выполняет требования Евро-1), КАМАЗ-740.11-240 (дизельный, экотребования Евро-1) |
Модификации автобусов ЛиАЗ-5256