ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) советская и белорусская автомобилестроительная компания, выпускающая грузовики, прицепы, спецтехнику, автобусы и троллейбусы. За годы работы завода она экспортировала
свою продукцию более чем в 45 стран мира.
9 августа 1944 года Государственный комитет обороны СССР постановил организовать автосборочный завод в Минске. Ближе к окончанию того же года началось строительство завод, а также сборка грузовиков GMC и Studebaker,
приходящих из США посредством ленд-лиза. Первый Studebacker из Минска был собран уже 7 ноября 44-го. Помимо «Студебеккеров», там же производили тяжёлые грузовики Mack NR.
В 1947 году их производство было прекращено и уже в октябре были собраны 5 первых самосвалов МАЗ-205, являющиеся, по сути, ЯАЗ-205 Ярославского автомобильного завода. Со временем выпуск двухосных ЯАЗ-200,
самосвалов, бортовых грузовиков, седельных тягачей полностью начался с Минске. Спустя некоторое время производство ЯАЗ-210 ушло в Кременчуг, на завод КрАЗ.
Первая очередь завода МАЗ была построена в 1948 году, в 1950-м — и вторая, благодаря чему получилось выпускать даже больше машин, чем планировалось изначально — 25 тысяч вместо 15 тысяч.
Летом 1950 года МАЗ отправил 5 первых МАЗ-205 на восстановление Варшавы, а в сентябре дан старт выпуска 25-тонных автосамосвалов МАЗ-525.
В 1950-х годах Специальное конструкторское бюро (СКБ-1) завода МАЗ проектировало армейские многоосные вездеходные тягачи МАЗ-535 и МАЗ-537.
В 1958 в Брюсселе МАЗ представил первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530. В ноябре того же года появилась смена МАЗ-200 — МАЗ-500 и МАЗ-503.
В 1959-1961 годах выпуск карьерных самосвалов МАЗ перенесли на завод БелАЗ (Жодино), тогда как одноосные тягачи стали производить на Могилевском автозаводе.
В последний день 1965 года главный конвейер завода покинул автосамосвал МАЗ-205. Ему нашлось место в качестве памятника первым МАЗам. С этого момента МАЗ сконцентрировался на производстве МАЗ-500.
Осенью 1970-го начался выпуск МАЗ-500А.
Весной 1976 года появился самосвал МАЗ-5549.
Весна 1981 года — седельный тягач МАЗ-5432 из семейства МАЗ-6422.
14 апреля 1989 года был произведён миллионный автомобиль МАЗ — седельный тягач МАЗ-64221.
Конец 1980-х — появление концепт-кара МАЗ-2000 «Перестройка».
1992 год — создание автобусного производства МАЗ (АМАЗ). Подписание лицензионного соглашения с Неоплан о выпуске Neoplan N4014 и доработке их под местные условия эксплуатации, благодаря чему выросла прочность кузова,
клиренс, часть запчастей замена на белорусского производства. Тогда же свет увидел низкопольный городской автобус МАЗ-101 с мостом портального типа и шахтным моторным отсеком. Двигатель — отечественный ММЗ-Д-260.5.
1996 год — появление модельного ряда МАЗ-5440 и низкопольного автобуса МАЗ-103, представляющего собой доработанный МАЗ-101, но с другим ведущим мостом и возможностью установки любого мотора — ММЗ, Рено, MAN, Мercedes,
коробки передач — механическая или автоматическая.
Весна 1997 года — первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421, а в конце года собрали МАЗ-54402 и МАЗ-544021. В конце того же года подписан договор о создании совместного белорусско-германского
предприятия по производству грузовых автомобилей «МАЗ-МАН». Предполагалось, что белорусских узлов и деталей будет около 60 %. В том же году появился автобус МАЗ-104, более дешёвая модификация МАЗ-103, частично
унифицированная с грузовыми МАЗами. Выпуск сочленённого городского автобуса МАЗ-105 с пониженным на 1 ступеньку полом.
1999 год — появление среднетоннажной серии автомобилей МАЗ-4370 («зубрёнок») и опытный образец троллейбуса МАЗ-103Т.
В начале 2000-х годов — производство МАЗ-6430/5440.
Летом 2000-го выпущен тысячный автобус МАЗ.
Август 2001 — вручение премии «Лучший автобус салона 2001» удлинённому трёхосному автобусу МАЗ-107. Тогда же началось производство троллейбусов МАЗ-103Т, имевших одинаковую конструкцию кузова с автобусами МАЗ,
благодаря чему улучшается их эксплуатация и обслуживание. У их также был низкий.
Весна 2002-го — самосвал МАЗ-551605 с трёхсторонней разгрузкой и дизельным двигателем ЯМЗ-238 ДЕ2. А летом — вручении премии «Лучший грузовик MIMS-2002» седельному тягачу МАЗ-544003.
В мае 2003 года коммерческий грузовик МАЗ-4370 стал лучшим в России.
Весна 2004-го — появление автобуса второго поколения МАЗ-256 (28 мест) и автопоездов, соответствующих жёстким экологическим требованиям Евро-4 — автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-544019 с
полуприцепом МАЗ-975830 и бортовой автомобиль МАЗ-631019 с прицепом МАЗ-837310. Особенность этого поколения автобусов — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями, окрашенными в массе, вклеенные стекла,
линзовая оптика.
2005 год — начало выпуска городского полностью низкопольного автобуса МАЗ-203. Особенность — нет ступеньки на задней площадке, как на МАЗ-103.
2006 год — показ автобуса средней вместимости МАЗ-206 для не сильно загруженных маршрутов, как служебный или VIP-машина. У МАЗ-206 низкий уровень пола с передней части, там же присутствует накопительная площадка,
сзади уровень пола повышается.
2007 год — старт выпуска микроавтобусов и презентация пригородного варианта МАЗ-226 без накопительной площадки, 31 сидячим местом и багажным отсеком в левой части автобуса.
Начало 2009-го — модернизация автобусов МАЗ-103, МАЗ-105, МАЗ-107 и выпуск сочленённого автобуса второго поколения МАЗ-205069, а потом и МАЗ-215.
2011 год — презентация седельного седельного тягача капотной компоновки МАЗ-6440.
В 2012-2015 годах МАЗы участвовали в автогонках Париж-Дакар.
2014 год — седельный тягач МАЗ-5440М9 с двигателем Mercedes-Benz ОМ471,Р6 мощностью 475 л. с. экологического стандарта Евро-6 и МАЗ-5340М4 с 300-сильным мотором ОМ936LA грузоподъемностью 13,4 т.
Сентябрь того же года ознаменовался для Польши началом сборки грузовых автомобилей из машинокомплектов ОАО «МАЗ».
Осень 2018 года — выпуск сочленённого автобуса второго поколения МАЗ-216 с толкающим приводом.
Летом 2019-го представили автобус третьего поколения МАЗ-303, грузовой фургон МАЗ-3650 и микроавтобус МАЗ-281. Последние производились из машинокомплектов китайской JAC Motors на заводе «Брестмаш».
МАЗ-105 МАЗ-107 МАЗ-171 МАЗ-152 МАЗ-256 МАЗ-251 МАЗ-226 МАЗ-152А МАЗ-103Т (Троллейбус)
1993 — 1996: МАЗ-101
1995 — н.д.: МАЗ-103 (МАЗ-5295) / МАЗ-103-065 / МАЗ-103-075 «Арктика» / МАЗ-103Н65 / МАЗ-163
1997: МАЗ-104
2005 — н.д.: МАЗ-203
2006 — н.д.: МАЗ-206