Рижская автобусная фабрика (РАФ)

В 1949 году на базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) создали завод автобусных кузовов. В 1955 году его переименовали в Рижский опытный автобусный завод, а его продукция получила аббревиатуру РАФ Рижская Автобусная Фабрика (лтш. Rīgas Autobusu Fabrika, RAF).

22-местный автобус РАФ-251 был спроектирован на грузовом шасси ГАЗ-51.

В 1957 году в Москве проходил фестиваль молодёжи и студентов. Для этого мероприятия выпустили несколько автобусов РАФ-10 «Фестиваль» с двигателем «Победы», конструктивно очень похожих на Volkswagen Transporter первых выпусков. В конце 1958 года начался выпуск этих машин, продолжавшийся только год. Выпускали также партию укороченных на одно боковое окно РАФ-8 «Спридитис», базировавшихся на узлах «Москвича-407». В то время производительность завода составляла примерно 3 тысячи машин в год, а вместо конвейера были тележки, передвигаемые вручную работниками.

Микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-21 «Волга» производятся с 1958 года. Со временем они получили специализированные, грузопассажирские и грузовые модификации.

Первые 1-тонные фургоны РАФ-977К сделали в 1962 году на шасси микроавтобуса 977Д. Поскольку завод не мог производить их серийно из-за недостатков мощностей, их передали на ЕрАЗ.

Нужен был новый завод. И чтобы это поняли минавтотранс и прочие высокие инстанции, нужен был соответствующий автомобиль, которым стал РАФ-982-0, имевший стеклопластиковые панели кузова.

Из-за противоречий конструкторов в компоновке (вагонной или капотной) нового микроавтобуса решено было разделить конструкторов на две группы, по 4 в каждом, для независимого проектирования. Из поставленных условий известно, что мест должно быть 12, а из агрегатов доступны таковые на «Волге» ГАЗ-21.

Микроавтобус первой группы Мейзиса РАФ-982-I был очень похож на Ford Transit. Второй — группы Эйсерта — РАФ-982-II вагонной компоновки. Вторую машину решили производить на завое в Елгаве, в 50 км от Риги. Уже тогда на обеих машинах была надпись Latvija.

В 1976 году завод запустили. Он был спроектирован на выпуск 17 тысяч машин в год. Выпускать начали 11-местные микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга». Делали его 20 лет в большом количестве модификаций. Например, санитарные автомобили «22031» и «2915», реанимобиль «2914» с повышенной на 120 мм внутренней высотой салона, штабные машины «2908» и «2911», передвижные ремонтные мастерские, телевизионные станции и лаборатории «2913». Для буксировки туристских полуприцепов служил коротко-базный седельный тягач РАФ-3407.

Вместе с с финскими фирмами «Тамро» (Tamro), «Айокки» (Ajokki) и «Киитокори» (Kiitokori) изготовлялись реанимационные и аварийные автомобили, передвижные хирургические кабинеты и библиотеки, а французская фирма «Лаббэ» (Labbe) выпускала бронированные фургоны для инкассаторов. Были и экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.

Ближе к 90-м годам РАФ-2203 «Латвия» устарел и ему была необходима замена. Ожидалось, что таковой будет «Роксана», проектировать которую помогала английская дизайнерская компания IAD. Но дело ограничилось только макетом. С переднеприводным микроавтобусом Стиль была та же история.

Из-за развала СССР заводу пришлось тяжело, потому что смежники оказались в разных странах.

В 1997 выпуск машин остановился. Последними моделями РАФа были 13-местная модификация популярной некогда «маршрутки» — РАФ-22039 и автомобиль-катафалк для перевозки гробов на базе малотоннажного грузовика РАФ-3311 с двухрядной кабиной.

1956 — 1958: РАФ-251 / РАФ-251Т
1957: РАФ-10 «Фестиваль» РАФ-8 «Спридитис»
1958 — 1976: РАФ-977 «Латвия» / РАФ-977Д / РАФ-977ДМ
1962: РАФ-977К РАФ-978 «Спридитис» РАФ-980 / РАФ-979
1965: РАФ-982 / РАФ-982-0 / РАФ-982-I / РАФ-982-II / РАФ-982П
1976 — 1997: РАФ-2203 / РАФ-22038
1993: РАФ-22039 РАФ-3407