Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)

ОАО «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») появился в 1929 году с принятием решения ВСНХ СССР о строительстве автомобильного завода рядом с Нижним Новгородом.

В мае 1929 году было заключено соглашение между ВСНХ СССР и американской «Ford Motor Company» о помощи при организации и налаживании производства легковых автомобилей «Ford-А» и грузовых автомобилей «Ford-АА».

В мае 1930 года заложили первый камень будущего завода. Строительство его было завершено за 18 месяцев.

1 января 1932 года Горьковский автомобильный завод приступил к работе. Уже 29 января был выпущен первый автомобиль — грузовик НАЗ-АА. А в декабре приступили к сборке легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.

В 1933 году был выпущен автобус служебного назначения ГАЗ-03-30.

В 1937 году на филиале ГАЗа произведён первый санитарный автобус ГАЗ-55.

В годы Великой Отечественной войны завод полностью перешёл на выпуск военной техники, производя танки, самоходные установки, бронеавтомобили, аэросани, миномёты, автомобильные и авиационные моторы, снаряды для «Катюши», артиллерийские снаряды, мины, взрыватели для авиабомб и многое другое.

Автомобиль «Победа» М-20 был запущен серийно в 1946 году.

Первым послевоенным автомобилем стал грузовик ГАЗ-51. К его производству приступили в январе 1946 года. За многие годы он зарекомендовал себя с лучшей стороны и продержался на конвейере целых 29 лет. По сравнению с прошлой моделью, грузоподъемность была увеличена более чем в 1,5 раза. Рама была усилена, ходовая часть сделана с большим запасом прочности. Двигатель — 6-цилиндровый, развивавший 70 л.с. Благодаря ему, грузовик достигал 70 км/ч. За 29 лет выпуска его много раз модифицировали. В самом начале производства кабина была сделана частично из дерева, как и подножки, из-за дефицита стального листа. Потом кабины стали полностью металлическими. Уже доработанный грузовик получил название ГАЗ-51А. Собирать его начали в Польше, КНДР, Китае. На его базе делали автомобили повышенной проходимости ГАЗ-63, автобусы ГАЗ-651 (позже ПАЗ-651 и ПАЗ-653), самосвал ГАЗ-93, седельный тягач ГАЗ-51П.

В 1956 году на конвейер встала Волга ГАЗ-21.

ПАЗ-651 производился на 1961 года, ПАЗ-653 — до 1957 года, Павловским автобусным заводом. А ГАЗ сконцентрировался на создании легковых автомобилей, грузовых и спецтехники.

1959 год — появление Чайки ГАЗ-13.

В 1960-е годы начался серийный выпуск ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66. Последние два имели карбюраторные двигатели V8. На смену старой Волге пришла новая, ГАЗ-24.

1981 год — появление ГАЗ-3102, изначально имевшей форкамерно-факельное зажигание и передние дисковые тормоза. Внешний вид автомобиля значительно отличался от ГАЗ-24, но технически продолжал её, являясь глубоким рестайлингом. В частные руки ГАЗ-3102 не попадал, предназначаясь для обслуживания номенклатуры.

Осенью 1987 году завод произвёл первые универсал ГАЗ-24-12 и санитарную ГАЗ-24-13, сделанные на базе ГАЗ-24-10.

А в 1996 году появилась всем известная Газель ГАЗ-3221, созданная на базе ГАЗ-2705. Именно ГАЗ первым в России начал устанавливать двигатели с 4 клапанами на цилиндр (2.3-литровые ЗМЗ-406).

В 1997 году снова сделана модернизация Волги, теперь уже Волга ГАЗ-3110.

По данным на сентябрь 2021 года, Горьковский автозавод продал 5199 легких коммерческих автомобилей. Этот показатель больше на 17%, чем годом ранее. С начала 2021 года было продано 38802 автомобиля ГАЗ, что на 22% выше показателя 2020 года. Благодаря этому, доля ГАЗа на рынке LCV достигла отметки 42.4%, по данным АЕБ. Из наиболее популярных машин компании — Газель (в сентябре было продано 4347 экземпляров). Соболей было продано 852 штуки (выше на 41% относительно прошлогоднего показателя). В мае 2021 года на ГАЗе началось производство коммерческого автомобиля «ГАЗель NN»: бортовых модификаций, цельнометаллических фургонов полной массой 3,5 т и микроавтобусов. По планам компании, в дальнейшем начнётся производство шасси, фургонов-комби и разных вариантов спецтехники. Известно, что инвестиции в «ГАЗель NN» составили около 3.2 млрд рублей.

1933 — 1950: ГАЗ-03-30
1936 — 1945: ГАЗ-05-193
1938 — 1945: ГАЗ-55 (М-55)
1949 — 1950: ГЗА-651
1995 — н.д.: ГАЗ-2705 «Газель»
1996: ГАЗ-3232 «Кубань»
1996 — н.д.: ГАЗ-3221 «Газель»
2003 — н.д.: ГАЗ-3274 / ГАЗ-3287