Завод имени Лихачева (ЗИЛ, АМО)

2 августа 1916 года в Тюфелевой роще был заложен первый камень завода Автомобильного Московского Общества (АМО). Планировалось, что чуть менее года оставалось для выпуска 150 полуторатонных грузовиков Ф-15, сделанных по лицензии итальянской компании «ФИАТ». Эти планы не удалось выполнить на 100%, а всего в 1917 году было собрано 472 грузовика, в 1918 г — 779, в 1919 г — 108.

Из-за Октябрьской революции и гражданской войны окончательно достроить завод не получилось. Поэтому длительное время в цехах производился ремонт автомобилей.

Осенью 1924 года собрали первый 1,5-тонный грузовик АМО-Ф15. С 1936 по 1941 годы завод выпускал автобусы ЗИС-8, ЗИС-16 и ЗИС-44 на базе грузовика ЗИС-5, а также машины с газогенераторными топливными установками и полугусеничными движителями.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года завод был эвакуирован в Ульяновск. Благодаря чему там появились заводы УАЗ, УМЗ и МРЗ.

В 1949 году устаревший и мало пригодный для эксплуатации автобус ЗИС-154 заменили на автобус ЗИС-155, имевшим механический привод колёс и кузов, вмещавшим меньшее количество пассажиров. В те годы это был единственный городской автобус в стране.

В 1955 году началось производство первого отечественного междугородного автобуса ЗИС-127.

В 1956 году заводу присвоили имя Лихачева.

В 1957 году появился автобус ЗИЛ-158, позже — ЛиАЗ-158.

В 1962-1970 годах производился 18-местный автобус ЗИЛ-118 «Юность», спустя некоторое время и ЗИЛ-119 «Юность».

В 1964 году на конвейере выпускался ЗИЛ-130 и шли работы над бескапотными грузовиками. Считалось, что новая конструкция позволит перевозить больше грузов.

В 1976 году производившийся грузовик ЗИЛ-130 устарел. На замену ему должен был прийти ЗИЛ-170, но его решили выпускать на заводе КамАЗ. Поэтому на ЗИЛе осталась модель 130, а вместе с ней и ЗИЛ-133 и ЗИЛ-169. Тогда же был освоен собственный дизельный двигатель. По итогам длительных испытаний ЗИЛ-169 попал на конвейер только в 1985 году, уже и индексом 4331. А на завод КамАЗ передали техническую документацию, благодаря чему начался выпуск грузовика КамАЗ-5320.

В последних числах 1994 году выпустили последний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-4314). Его сменил ЗИЛ-5301 «Бычок».

ЗИС-8С, ЗИС-16С, ЗИС-44, ЗИС-17, ЗИЛ-158А, ЗИЛ-158Д, ЗИС-129, ЗИЛ-119А «Юность», ЗИЛ-325010-12, ЗИЛ-325000-12, ЗИЛ-325000-13, ЗИЛ-32502М
1926: АМО-Ф15
1932 — 1934: АМО-4
1934 — 1936: ЗИС-8
1938 — 1941: ЗИС-16
1947 — 1948: АКЗ-1 / ЗИС-Аремкуз
1947 — 1950: ЗИС-154
1949 — 1957: ЗИС-155
1955 — 1959: ЗИС-127
1956 — 1959: ЗИЛ-158 (ЛиАЗ-158)
1959: ЗИЛ-159
1962 — 1970: ЗИЛ-118 «Юность»
1965: ЗИЛ-118А «Юность»
1971: ЗИЛ-119 «Юность» (ЗИЛ-3207)
1999 — н.д.: ЗИЛ-3250 / ЗИЛ-325000
2000 — н.д.: ЗИЛ-32501 / ЗИЛ-325010