1994-й год ознаменовался для «Вологодского механического завода» (ВМЗ) акционированием и решением о развитии троллейбусостроения. Благодаря сотрудничеству с чешской Skoda, в 1996 году
на ВМЗ начали производство троллейбусов европейского уровня Шкода 14 ТрМ. На привлечённые кредиты Международного банка реконструкции и развития их поставляли в Вологду и Великий Новгород.
В 1997 году начался выпуск троллейбуса ВМЗ-170, в конструкцию которого были заложены высокая надёжность электробезопасность. А спустя два года появился первый троллейбус ВМЗ-263 с совершенно иным дизайном кузова,
салоном, заточенным под комфорт пассажиров. Кабина водителя также была доработана.
На выставке «Промтранс-2000» троллейбус ВМЗ-375 отметили дипломом, а в Санкт-Петербурге показали первой российский низкопольный троллейбус.
На «Промтранс-2001» в 2001 году показали вологодский троллейбус с автономным ходом до 3-х километров, который при обычной эксплуатации экономит до 40% электричества.
Первый автобус большого класса для городских и пригородных перевозок получил индекс 5278. Также запустили эксплуатацию технологической линии конвейера по производству троллейбусов и покрасочный комплекс «SAIMA».
В 2003 году запустили троллейбус ВМЗ-6215, а позже — схожий с ним шарнирно-сочленённый низкопольный троллейбус ВМЗ-62151 на базе ВМЗ-5298.01 с асинхронным приводом.
ВМЗ-5298-01-0000050 «Авангард»
1995: ВМЗ-100
1997: ВМЗ-170
1999: ВМЗ-263
2000 — н.д.: ВМЗ-5298 (ВМЗ-375) ВМЗ-5298-01 (ВМЗ-475 / ВМЗ-463 «Пионер»)
2001 — н.д.: ВМЗ-5298.30 АХ ВМЗ-5278 (ВМЗ-А375 «Лидер») (Автобус)
2005 — н.д.: ВМЗ-6215
2006 — н.д.: ВМЗ-62151