Львовский автобусный завод (ЛАЗ)

Строительство Львовского автобусного завода (ЛАЗ) началось 21 мая 1945 года, почти сразу после окончания Великой отечественной войны. В 1949 году, до окончания строительства, на заводе началось производство запасных частей для автокранов, выпускаемых на соседнем заводе автопогрузчиков. 26 апреля 1949 года вышло постановление Совета министров СССР, по которому ЛАЗ должен был начать выпуск электромобилей и автобусов.

В 1950-1951 годах сделана партия электромобилей, отправленная на эксплуатацию в Москву и Ленинград. Тогда же заводе начинает строительство автомобильных кранов АК-32 на шасси ЗИС-150.

В 1953 году стартовало производство автомобилей-фургонов, прицепов к ним и прицепов-автолавок. Вместе с другими львовскими предприятиями делали бортовые двухосные прицепы и прицепы-роспуски.

Планировалось делать на ЛАЗе автобусы ЗИС-155, но инженеры рассчитывали создать свою модель, имеющую двигатель сзади. В 1956 году появился такой автобус, ЛАЗ-695. В 1957-м он уже выпускался.

На его основе выпускались междугородние и туристические модификации. Вместе с модернизациями автобусы ЛАЗ первого поколения производились до 2002 года.

Примечательно, что завод создавал автобусы и для обслуживания космодрома Байконур, и для автобусных недель в Ницце, и для Олимпиады-80, и для ликвидации последствий аварии в Чернобыле.

В конце 70-х годов начался серийный выпуск пригородных автобусов второго поколения, имевших дизельный двигатель. В частности, это ЛАЗ-4202. Туристические машины были разработаны в 1990 году.

В 1982 году началось производство городского ЛАЗ-4202, имевшего дизельный двигатель, а также среднего городского автобуса ЛАЗ-4202 с 3-ступенчатой коробкой передач.

На выставке «Автопром-84» ЛАЗ презентовал пригородный ЛАЗ-42021 и междугородный автобус ЛАЗ-5255. Также были обнародованы планы завода о создании автобусов ЛАЗ-4206 и ЛАЗ-4207 с дизельным двигателем КамАЗ-740.02 для замены устаревших ЛАЗ-695, ЛАЗ-695Р и ЛАЗ-699Р.

В 1980-х на ЛАЗе работали около 8 тысяч человек, выпуская 15 тысяч автобусов, что делало его крупнейшим в мире автобусостроительным заводом.

Из-за развала СССР Украина отделилась от России, что сократило объём производства. Попытки предложить покупателям улучшенные версии своих автобусов были безуспешными. Год от года завод приносил одни убытки, но в 2001 году контрольный пакет акций был куплен бизнесменами из России, став частным предприятием, после чего был прекращён выпуск старых моделей автобусов, а вместо них предложили новые, улучшенные и современные.

В частности, это ЛАЗ-6205, выпуск которого начался в марте 2002 года. В том же году доработали ЛАЗ-5252 под актуальные требования перевозчиков и начался выпуск больших городских ЛАЗ-А291 и пригородных и туристических Лайнер−9, −10, −12.

Конец лета 2003 ознаменовался появлением полутораэтажного туристического ЛАЗ-5208, который был первой машиной из семейства моделей «НеоЛАЗ».

Весной 2004-го появились ородской автобус с низким уровнем пола CityLAZ-A183 и перронный автобус с низким уровнем пола ЛАЗ-АХ183 «Аэропорт».

В 2006 году в производство пошли троллейбусы ElectroLAZ-12 и ElectroLAZ-20.

2007 год — выпуск сочленённого городского автобуса CityLAZ-А292, базой для которого послужил CityLAZ-A183.

2008 год — выпуск туристического автобуса НеоЛАЗ-10 (NeoLAZ-10).

Кризис 2008 года привёл к ухудшению экономической ситуации на родине ЛАЗ. Полгода завод не выплачивал зарплату своим сотрудникам. Но это не помешало весной 2008-го выпустить InterLAZ 13.5LE.

Март 2011 года — производство первых 15 троллейбусов Е301А1. В июне — совместный с «Renault S.A.» выпуск машин скорой помощи, базой для которых послужил микроавтобус Renault Master 2. Октябрь — выпуск ЛАЗ-А183NG.

Май 2012 — появление ЛАЗ «Лайнер 141». В том же году завод обнародовал планы по выпуску бронированных инкассаторских машин на шасси Mercedes Benz, Renault или Volkswagen, но это осталось только в планах.

12 февраля 2013 года — остановка завода и отправка рабочих в неоплачиваемые отпуска.

1951: НАМИ-ЛАЗ-750
1956: ЛАЗ-695 «Львiв»
1958 — 1963: ЛАЗ-697 «Турист»
1958 — 1964: ЛАЗ-695Б «Львiв»
1960: ЛАЗ-698 «Карпаты» ЛАЗ-698 «Карпаты-2» ЛАЗ-699 «Карпаты»
1960 — 1963: ЛАЗ-699А «Карпаты» опытные
1961: ЛАЗ-695Е «Львiв» ЛАЗ-«Украина-1» / ЛАЗ-«Украина-2»
1961 — 1969: ЛАЗ-697Е «Турист»
1963 — 1965: ЛАЗ-695Т ЛАЗ-695Ж «Львiв»
1964 — 1966: ЛАЗ-699А «Турист»
1966 — 1967: ЛАЗ-698
1966 — 1968: ЛАЗ-696
1967, 1969: ЛАЗ-«Украина-67» / ЛАЗ-«Украина-69»
1969 — 1976: ЛАЗ-695М «Львiв»
1970: ЛАЗ-360ЭМ / ЛАЗ-360
1970 — 1975: ЛАЗ-697М «Турист»
1971, 1973: ЛАЗ-«Украина-71» / ЛАЗ-«Украина-73»
1971 — 1978: ЛАЗ-697Н «Турист»
1973: ЛАЗ-699П
1976 — 1978: ЛАЗ-699Н
1976 — 2002: ЛАЗ-695Н «Львiв»
1978: ЛАЗ-699Р ЛАЗ-699Б
1978 — 1993: ЛАЗ-4202 / ЛАЗ-42021
1978 — 1985: ЛАЗ-697Р «Турист»
1979 — 1985: ЛАЗ-695Р
1980: ЛАЗ-5255 «Карпаты»
1985 — 1991: ЛАЗ-4206
1985 — 2002: ЛАЗ-695НГ
1990: ЛАЗ-4204 ЛАЗ-4207
1990 — 1994: ЛАЗ-4949
1992: ЛАЗ-6205
1992 — 2000: ЛАЗ-52523
1992 — 2005: ЛАЗ-А172 (ЛАЗ-5252)
1993: ЛАЗ-695Д «Дана»
1993 — 2006: ЛАЗ-52522 (Троллейбус)
1994: ЛАЗ-3210 ЛАЗ-5207 / ЛАЗ-5208
1994 — 1995: ЛАЗ-3202
1997: ЛАЗ-A141
1998: ЛАЗ-А073 / ЛАЗ-А0731 ЛАЗ-52529
2001: ЛАЗ-А291
2004 — н.д.: ЛАЗ-А183 (CityLAZ-12) ЛАЗ-A152 (ИнтерЛАЗ-10, InterLAZ-10 Low Entry)
2005 — н.д.: ЛАЗ-E183 (ЭлектроЛАЗ-12, ElectroLAZ-12)
2006: ЛАЗ-АХ045 «Школярик»
2006 — н.д.: ЛАЗ-E301 (ЭлектроЛАЗ-20, ElectroLAZ-20)
2007 — н.д.: ЛАЗ-А292 (СитиЛАЗ-20, CityLAZ-20) НеоЛАЗ-12 (NeoLAZ-12) ЛАЗ-AX183 (АэроЛАЗ-12, AeroLAZ-12) ЛАЗ-A183 (ИнтерЛАЗ-12, InterLAZ-12 Low Entry) ЛАЗ-A191 (ИнтерЛАЗ-13.5, InterLAZ-13.5 Low Entry) ЛАЗ-A152 (СитиЛАЗ-10, CityLAZ-10 Low Entry) ЛАЗ-A183 (СитиЛАЗ-12, CityLAZ-12 Low Entry)
2008 — н.д.: НеоЛАЗ-10 (NeoLAZ-10) ЛАЗ-А141 (Лайнер 9, LAZ-Liner 9) ЛАЗ-А141 (Лайнер 9 «Туристический», LAZ-Liner 9)