ОАО «Курганский автобусный завод» (КАвЗ) уже несколько десятков лет относится к числу крупнейших автобусостроительных предприятий России. Заложен завод 14 января 1958 года. Планировалось, что на нём будут
производить автобусы небольшой вместимости (21-30 мест).
В 1958-1967 годы были достроены корпуса, появились инструментальный, нестандартного оборудования, холодно-штамповочный цеха. Тогда же завод вышел на выпуск 5 тысяч автобусов в год. К 1967 году всего произвели
50 тысяч автобусов.
В 1967-1977 годы завод был реконструирован, а качество автобусов повышено. Появились новые модели: КАВЗ-651, КАВЗ-685.
1981 год — налаживание выпуска автобусов пригородного сообщения большой вместимости КАВЗ-52561. Выпущено около 10 опытных экземпляров, но Министерства автомобильной промышленности приняло постановление остановить
их производство.
В 1992 году для создания экспериментальных автобусов появилось производство мелких серий — дочерняя фирма АК «КАВЗ» ООО»Вика». Там сделаны первые автобусы вагонной компоновки КАВЗ-3275, КАВЗ-32784, КАВЗ-3278, и
первый российский «кемпер» на шасси ГАЗ-3302 (1991 г.).
В 1993 годы Курганский автобусный завод готов к выпуску семейства автобусов вагонной компоновки на 24 сидячих места в количестве 150-200 в год.
В 1994 году завод произвёл 8 городских автобусов большой вместимости «Икарус-260», а также 2 автобуса особо большой вместимости «Икарус-280».
В 1996 году «Вика» выпустила автобус малой вместимости КАВЗ-3244 на шасси ЗИЛ-5301(«Бычок»). Также были произведены 168 «Икарусов-283.10», отправившиеся в Екатеринбург.
В 1998 году готовы к производству автобусы КАВЗ-422910, КАВЗ-4229-01, а также вахтовый автобус КАВЗ-422990, базирующаяся на полноприводном шасси ЗИЛ с колесной формулой 6х6. Для «Спецгазавтотранс» снова начал
выпуск вахтовых машин на шасси УРАЛ — их выпускали ещё в 1981 году.
В 2001 году КАвЗ вошел в состав «РусПромАвто». Была создана программа развития завода на ближайшие годы: выпуск автобусов повышенной проходимости, полноприводных автобусов (например, ГАЗ-3308 «Садко», с
бензиновым или дизельным двигателем), утепленный, удлиненный, грузопассажирский, ритуальный автобус.
В 2021 году КАВЗ должен безвозмездно передать Никарагуа 250 автобусов КАВЗ-4238-61, для чего Минпромторг получит 1.3 млрд рублей. Об этом стало известно 17 марта 2021 года. Также Никарагуа получит комплекты
гарантийных запасных частей. Автобусы КаВЗ поставляются в эту страну с 2009 года и на сегодняшний день составляют примерно половину парка автобусов Манагуа. Специально для Никарагуа КАВЗ-4238-61 адаптированы
под жаркий климат, высокую влажность и холмистую местность, в том числе с вулканической пылью.
1954 — 1958: КАвЗ-657
1955: КАвЗ-651 «Рица»
1958 — 1973: КАвЗ-651 / КАвЗ-651А / КАвЗ-651Б/ КАвЗ-651Г
1960: КАвЗ-985 (КуАЗ-985)
1961 — 1968: КАвЗ-659 / КАвЗ-663
1963: КАвЗ-3100 «Сибирь»
1971 — 1977: КАвЗ-685В / КАвЗ-685Т
1971 — 1993: КАвЗ-685, / КАвЗ-685М / КАвЗ-3270 / КАвЗ-3271
1978: КАвЗ-5232
1992: КАвЗ-3275 / КАвЗ-3278 / КАвЗ-32784
1992 — 2008: КАвЗ-3976 / КАвЗ-39762
1993: КАвЗ-3276
1997 — 2008: КАвЗ-39765
1998: КАвЗ-4229
1998 — 2007: КАвЗ-32441, КАвЗ-3241 / КАвЗ-3244 «Бычок»
2001 — н.д.: КАвЗ-39762-023 / КАвЗ-39765-023 / КАвЗ-39767-023 «Школьный»
2002 — н.д.: КАвЗ-4238 «Аврора», КАВЗ-4235-33 «Аврора»
2005 — н.д.: КАвЗ-3208 «Валдай» / КАвЗ-32081 «Валдай»
2008 — н.д.: КАвЗ-4239