Венгерская автобусостроительная компания Ikarus (Ика́рус) занимается производством городских, междугородных и специальных автобусов. Компания появилась в 1895 году в качестве кузнечно-каретной мастерской в Будапеште.
В 1980-е годы выпускала около 12 тысяч машин в год. В 1920-е годы компания занялась выпуском автобусных кузовов, а в 1939 году собрала свой тысячный автобус.
Когда началась Великая Отечественная война, Икарус производил самолёты и занимался ремонтом автомобильной техники для вермахта.
В 1952 году представили Икарус-66 с каркасом кузова из лёгких сплавов. В задней части находился 6-цилиндроый двигатель Чепель Д-614 мощностью 145 л.с. при 2800 об/мин, что давало возможность набирать 100 км/ч.
В 1955 году появился туристический Икарус-55, созданный на базе Икарус-66. На его основе сделали Икарусов-Люкс, имевшим 32 сидячих места и оснащённым двигателем Чепель, развивавшим 170 л.с. Такие машины встречались
по всей нашей стране.
В конце 50-х появилась серия Икарусов-630. Компания «Икарус» производила одиночные машины, «Маваут» сочлененные, а Пули — специальные и экскурсионные. Двигатель — дизельный, 6-цилиндровый, 145 л.с. завода Чепель.
В 1962 году к «Икарусу» добавился Общий механический завод в Секешфехерваре, благодаря чему стало возможным крупносерийное производство автобусов для самой Венгрии и для экспорта в страны СЭВ и иные страны.
К тому моменту завод производил междугородный автобус Ikarus 55 «Ikarus Lux». Он выпускался до 1972 года и экспортировался в разные социалистические страны.
Новый завод занялся выпуском моделей 200-й серии. Продукция поступала в страны СЭВ, в Африку, в ФРГ, в скандинавские страны. Спустя некоторое время, совместное производство автобусов «Икарус» было организовано
в США, Канаде, Индонезии, КНДР, на Кубе.
200-тысячный автобус произвели летом 1984 года.
В нашу страну за 1966-1970 году привезли 8140 «Икарусов», а за 1971–1976 — уже больше 22 тысяч. По официальным данным, за 1966-1990 годы в СССР поставили около 150 тысяч «Икарусов» различных модификаций.
В России также собирали Икарусы, с 1993 по 2002 год, на заводе в Кургане (КАвЗ и ООО «Уральский Автобус»), в Арзамасе (Арзамасским машиностроительным заводом), в Москве (заводом ТМЗ).
Помимо серийных автобусов, были и уникальные, например, переднемоторный 14-метровый низкопольный «Икарус-290» для обслуживания аэропортов (1978 год), городские
с пониженным уровнем пола и задним расположением двигателя — одиночный «Икарус-242» и сочленённый «Икарус-284» (1984 год), полутораэтажный «Икарус-270» (1975 год), междугородный «Икарус-254» с повышенной высотой
салона (1977 год), 23-метровый четырёхосный трёхсекционный «Икарус-293» (1988 год). Были и модели с самолётными трапами: аэропортовый с двумя кабинами (спереди и сзади), туристические для доставки пассажиров
сразу из гостиницы в самолёт — одиночный четырёхосный «Икарус-692» (1983 год) и сочленённый трёхосный «Икарус-695» (1985 год).
Троллейбусы «Икарус» официально в нашу страну не завозились. При этом у нас были сочленённые троллейбусы Ikarus 280Т, переоборудованные на ТМЗ.
А по Челябинску в 1990-2000 годы ездили порядка 20 троллейбусов Ikarus-Ganz 280T из ГДР.
С 1962 году по крылом «Икаруса» работает Общий Механический Машиностроительный завод в городе Секешфехервар. В то же время выпускается 100-местный городской автобус Икарус-556. Двигатель — 6-цилиндровый 170-сильный,
под полом салона, подвеска — пневматическая, рулевое управление имело гидроусилитель. К этой серии относится сочлененный Икарус-180 и его двухэтажный вариант. С 1969 году «гармошки» Икарус-180 поставляются в СССР.
Наиболее популярные у нас «Икарусы» появились в 1967 вместе с 200-м семейством с модульной конструкцией. Она позволяла менять количество и расположение агрегатов в каркаснопанельном кузове, что давало возможность
варьировать длину и высоту автобусов, а также количество дверей. Двигатель можно было установить в задней части под полом (у одиночных автобусов) и под полом у сочленённых.
В 1968 году в Москву попал первый междугородный Икарус-250. Пройдя испытания, начались поставки туристических Икарусов-250,
городских одиночных Икарус-260 и сочлененных Икарус-280 длиной 16,5 метров и
18-метровых Икарус-283. Известно, что в Америке трудись около 700 Икарусов, имевших двигатель Катерпиллар и автоматические коробки передач Эллисон.
В 1984 произвели 200-тысячный Икарус и увидело свет семейство 400. Появилась возможность устанавливать двигатель «Раба», «Ман», «Даф» или «Камминс».
Более дешёвые автобусы оснащались венгерским дизелем РАБА (такие собирали в Тушино-Авто). Более дорогие имели двигатели «Евро-2», АБС и ПБС, вклееные стекла, электронные маршрутные табло.
Из-за развала СССР потерялись связи между смежниками и интерес к венгерским автобусам пропал.
Икарус EAG E99 DD
1948: Икарус TR 3,5, Икарус TR 5
1949: Икарус M 5
1953 — 1972: Икарус-55
1954: Икарус-311
1954 — 1960: Икарус-60
1955: Икарус-60Т
1955 — 1973: Икарус-55 «Люкс»
1956: Икарус-30, Икарус-31
1957 — 1960: Икарус-620
1959: Икарус-630
1960: Икарус-557
1962 — 1968: Икарус-630 «Медицинский»
1963 — 1974: Икарус-66, Икарус-556
1964 — 1973: Икарус-180
1967: Икарус-254
1968: Икарус-Volvo S-7, Икарус-216, Икарус-220, Икарус-260Т, Икарус-261, Икарус-266
1969: Икарус-259 ADA
1969 — 1998: Икарус-250
1970: Икарус-280Т ,Икарус-281, Икарус-282, Икарус-Renaut 259
1971: Икарус-Volvo 194, Икарус-Volvo 196
1972: Икарус-MAN 190, Икарус-Scania 662
1972 — 1989: Икарус-664
1972 — 1993: Икарус-211
1972 — 1998: Икарус-260
1973 — 1993: Икарус-283
1973 — 2000: Икарус-280
1975 — 1984: Икарус-255
1978: Икарус-290, Икарус-286
1980 — 1998: Икарус-256
1983: Икарус-284
1983 — 1985: Икарус-695
1984: Икарус-380 NE Икарус-410 NE
1985: Икарус-365
1985 — 1989: Икарус-385
1985 — 1998: Икарус-263
1986 — 1998: Икарус-415
1988 — 1998: Икарус-293
1989 — 1991: Икарус-315, Икарус-396, Икарус-386
1993 — 1998: Икарус-398, Икарус-415, Икарус-256 Alfa, Икарус-350, Икарус-395, Икарус-397, Икарус-405, Икарус-411, Икарус-412, Икарус-412T, Икарус-415T, Икарус-435T, Икарус-435TD
1995 — 2002: Икарус-435
1998 — 2002: Икарус Classic-83, Икарус-417, Икарус-489, Икарус Classic-56, Икарус Classic-80, Икарус Classic-83.30G