Голицынский автобусный завод (ГолАЗ)

Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) — российское машиностроительное предприятие, расположенное в деревне Малые Вязёмы Одинцовского района Московской области. История ГолАЗа началась в 1989 году, когда был подписан протокола о намерениях с компанией «Мерседес-Бенц АГ» о выпуске лицензионных автобусов этой марки. В 1990 году куплена лицензия на выпуск туристических, междугородних и пригородных автобусов модели Mercedes-Benz О 303. В феврале того же года в г.Мангейм передали два автобусокомплекта Мерседес-Бенц О 303 для окончательной сборки на Голицынском заводе.

В 1990-92 годах ведётся строительство завода, набор персонала и установка оборудования для сварки, сборки, покраски и т.д.

Старт сборки Mercedes-Benz O 303 из автобусокомплектов начался с весны 1993 года. Со следующего года эту модель начали производить с нуля. В скором времени был освоен городской сочленённый автобус, который передали для испытаний 3 февраля 1995 года.

С 4 июля 1995 года ГолАЗ производит городские одиночные и сочлененные автобусы под именем «Россиянин», предоставляя перевозчикам высокий уровень технических характеристик и доступную цену. Это, в том числе, автобусы АКА-5225 и АКА-6226.

В 1996 году был выигран тендер по поставкам 160 автобусов особо большой вместимости в Омск, Самару и Череповец.

В июне 1997 года завод выиграл тендер на производство и поставку одиночных городских автобусов в г.Екатеринбург.

2 июня 1998 года — показ одиночного городского автобуса АКА-5225 для Екатеринбурга.

С осени 2000 года Голицынский автобусный завод входит в состав «РусПромАвто» (с 2006 года — «Группа ГАЗ»).

2002 год — премия «Лучший отечественный автобус 2002 года в России» за ГолАЗ-4244.

Лето 2003 года — приз за разработку автобуса «Круиз».

С 2013 года ГолАЗ производит междугородные автобусы ГолАЗ-ЛиАЗ-5256, ГолАЗ-5251 «Вояж», ГолАЗ-52911 «Круиз» и 15-метровый трёхосный ГолАЗ-6228 «Вояж L».

1993: ГолАЗ-АКА-Витязь ГолАЗ-АКА-Лидер ГолАЗ-АКА-5225 «Россиянин» ГолАЗ-АКА-52251
1994: ГолАЗ-АКА-6226 «Россиянин»
1999 — 2002: ГолАЗ-4242
2002: ГолАЗ-4244
2003 — н.д.: ГолАЗ-5290 «Круиз» / ГолАЗ-5291 «Круиз» / ГолАЗ-52911 «Круиз»
2004 — н.д.: ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 ГолАЗ-ЛиАЗ-52562R / ГолАЗ-ЛиАЗ-52563R
2006 — н.д.: ГолАЗ-6228 ГолАЗ-3030
2007 — н.д.: Андаре-850 Андаре-1000
2008 — н.д.: ГолАЗ-6228.10

Автобусы ГолАЗ

Средний класс

ГолАЗ-4242 (1999—2002) — пригородный aвтобус капотной компоновки ГолАЗ-4242 с двумя двухстворчатыми дверями на шасси ЗИЛ-534332. Сочетание аббревиатур производителей «ГолАЗ» и «ЗИЛ» послужило поводом для прозвища «Годзилла».
ГолАЗ-4244 (2000-???) — автобус среднего класса на шасси Daewoo Avia.

Большой класс

ГолАЗ АКА-5225 «Россиянин» (1995-???) — городской автобус, лицензионная версия Mercedes-Benz O 405.
ГолАЗ-АКА-52251 — пригородный вариант ГолАЗ АКА-5225 (двухдверный).
ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 (2003—2014) — междугородный автобус большого класса на базе ЛиАЗ-5256.
ГолАЗ-5291 «Круиз» (2003—2014) — междугородный/туристический автобус большого класса.
ГолАЗ-5251 «Вояж» — междугородный автобус большого класса. Серийное производство началось в первом полугодии 2011 года.
ГолАЗ-525110 «Вояж» — междугородный автобус большого класса на шасси Scania. Серийное производство началось в первом полугодии 2012 года.

Особо большой класс

ГолАЗ АКА-6226 «Россиянин» (1994—2002) — городской сочлененный автобус, лицензионная версия Mercedes-Benz O 405 G.
ГолАЗ-6228 (2006—2008) — городской полунизкопольный трёхосный автобус особо большого класса.
ГолАЗ-6228.10 (2008—2013) — междугородный автобус особо большого класса на базе ГолАЗ-6228.
ГолАЗ-6228.10-11 «Вояж L» (2013) — модернизированная версия ГолАЗ-6228.10.