Двигатель ЗМЗ-53 устанавливался на Газон (ГАЗ-53). Он известен как недорогой в обслуживании и ремонте при хороших технических характеристиках. Производство его длилось
больше 30 лет. На смену ему пришёл ЗМЗ-5231. Также существует модернизированная версия, ЗМЗ-5311 (1983-1993 гг.).
Агрегатировался с 4-ступенчатой механической коробкой передач, но часть моторов оснащали и 5-ступкой.
Техническое обслуживание двигателя было необходимо каждые 15 тыс. км — замена масла с фильтром, каждое второе ТО — регулировка клапанов, замена воздушного фильтра — каждые 25 тыс. км.
Для замены масла необходимо около 9.7 литров (обычно использовали М-10 или М-10Г).
Тюнинг двигателя ЗМЗ-53А
Этот силовой агрегат часто используется в гонках грузовиков. Поэтому существует необходимость их доработки.
Так, цилиндры растачивают до 95 мм, устанавливают облегчённые поршни, иные шатуны, втулки шатунов и облегчённые клапана. Штатный радиатор охлаждения меняется на 3-х рядный алюминиевый.
Кто-то дополнительно ставит «улитку» — турбонаддув для повышения мощности мотора. Также можно установить систему впрыска воды в цилиндры.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-53А
Тип Бензин
Объем 4250 см куб
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 8
Количество клапанов 16
Диаметр цилиндра 92 мм
Степень сжатия 7,6
Система впрыска Карбюратор К-126Б
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 300 000 — 500 000 км пробега
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8