Производился с модернизациями с 1968 года (ЗМЗ-24Д). Устанавливался на Волги (ГАЗ-24-10, ГАЗ-3102, ГАЗ-31029, ГАЗ-3110), Газели (ГАЗ Газель, Соболь), микроавтобусы Рижской автобусной фабрики (РАФ-2203), ЕРАЗ (ЕрАЗ-762В, ЕрАЗ-762Р, ЕрАЗ-762ВГП, ЕрАЗ-762ВДП) и автомобили Ульяновского автозавода (УАЗ-452, УАЗ-31512).
Двигатель — цельноалюминиевый, с «мокрыми» гильзами цилиндров, «нижним» распредвалом (OHV) и рядно расположенными в головке клапанами, приводимыми в движение посредством штанг через коромысла. Подобная конструкция
считалась устаревшей в 70-е годы.
Мотор ЗМЗ-402.10 разрабатывался для работы на бензине АИ-92, но специально для такси и Газелей существовали модификации для работы на АИ-76.
Всего было несколько модификаций двигателя: ЗМЗ-4021.10 — со степенью сжатия 6,7 под бензин А-76. ЗМЗ-402.10 со степенью сжатия 8,2 под бензин АИ-93. ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402 | |
---|---|
Производитель | ЗМЗ |
Марка | ЗМЗ-402 |
Тип | карбюраторный |
Объём | 2445 см3 |
Максимальная мощность | 98 л. с., при 4000 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 182 Н·м, при 2500 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Макс. скорость | 110 |
Расход топлива при смешанном цикле | 17,5 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 92 мм |
Степень сжатия | 8,2 |
Система питания | карбюратор К-129В |
Охлаждение | жидкостное |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Материал ГБЦ | алюминий |
Тактность (число тактов) | 4 |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо | Аи-92 |